Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Месяц в деревне

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой | 1973 | СССР | Драма | 171 мин.
Режисcёр: Екатерина Еланская, Галина Холопова
Писатель: Иван Тургенев
В ролях: Александр Калягин, Евгения Уралова, Никита Круглый-Энке, Лариса Гребенщикова, Эдда Урусова, Екатерина Васильева, Борис Быстров, Николай Бриллинг, Лев Круглый, Юрий Медведев, Валентина Иванова, Владимир Петченко, Виктор Лакирев
2393

Премьера спектакля «Месяц в деревне» состоялась 1 января 1969 года.


Режиссер спектакля ‒ Екатерина Еланская. Она дочь известной мхатовской семьи двадцатых годов, Ильи Яковлевича Судакова и Клавдии Николаевны Еланской. Илья Яковлевич пришел во МХАТ в 1924 году и под художественным руководством К.С. Станиславского совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. Он немало способствовал утверждению на сцене Художественного театра современной драматургии, лично работал с авторами. Как актер Судаков в этот период в основном заменял других актеров в тех спектаклях, в которых был сопостановщиком. Потом он с успехом служил еще в нескольких московских театрах. Дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец. Клавдия Николаевна Еланская также пришла во МХАТ в 1924 году и очень быстро стала ведущей актрисой театра. Тогда вся Москва знала, кто звезда Московского Художественного театра. Конкуренцию ей могла составить только Алла Тарасова. Немирович-Данченко говорил, что в театр нужно принимать только таких ярких, неординарных личностей, как Еланская. Конечно, их дочь, Екатерина Ильинична, воспитанная в лучших традициях классической драматургии и театра, окончила Школу-студию МХАТа, работала как актриса в Малом театре, потом в Театре им. Маяковского. Училась в ГИТИСе, окончила аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. Но уже в шестидесятые годы она пробует себя как режиссер, в Литературно-драматическом театре ВТО ставит с артистами из разных московских театров спектакль «Берег» по Ю. Бондареву. А далее «Месяц в деревне» в Театре им. М.Н. Ермоловой. Одно время ее педагог, Мария Осиповна Кнебель, была творчески связана с этим театром, и, видимо, это тоже послужило причиной появления Еланской-режиссера именно там.


В 1981 году Еланская создала московский театр «Сфера», задуманный ею как экспериментальный и поэтический.

Иван Сергеевич Тургенев закончил известный нам вариант пьесы «Месяц в деревне» в 1850 году. Пьеса дважды меняла название (прежние ‒ «Студент», «Две женщины»). Опубликована она была только в 1855 году.


Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей» и «несценичной», хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «Месяц в деревне» нельзя даже назвать комедией — это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева требует от актеров новых приемов игры. «Здесь все зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй — пиши пропало». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня».


Из письма И.С. Тургенева от 11 января 1879 года: «Вчера вечером пришла ко мне телеграмма от Марии Савиной (актрисы), в которой она меня просит разрешить ей необходимые урезки из моей комедии... Не понимаю я, с какой стати ей пришла в голову мысль взять эту невозможную в театральном смысле пьесу. Я ей, конечно, ответил, что разрешаю какие угодно вырезы и урезы». Видимо, здесь идет речь о постановке пьесы в Александринском театре, которая состоялась в этот же год. Верочку играла Мария Савина.


Несмотря на то что сам Иван Сергеевич с недоверием относился к драматическим достоинствам своего произведения, пьеса имела прекрасную сценическую историю. Она шла во всех ведущих театрах России того времени, в ней блистали такие актрисы, как Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Мария Савина. Неоднократно «Месяц в деревне» ставили в США, Англии, Франции, Германии и других странах мира. На российской послереволюционной и советской сцене пьеса также довольно часто вставала в репертуар театров разных городов. Случались и сценические шедевры, как, например, спектакль Анатолия Васильевича Эфроса в Драматическом театре на Малой Бронной (1977), спектакль Сергея Женовача в Московском театре «Мастерский П. Фоменко» (1996). Спектакль «Две женщины» Владимира Мирзоева в «Ленкоме» (1998) тоже был замечен и критиками, и зрителями. Кстати, второй раз за свою историю театр обратился к пьесе Тургенева. Первый раз ‒ в 1944 году, спектакль был поставлен на Софью Гиацинтову.


Пьеса включена современными исследователями театра в список произведений ХIХ века, составивших золотой фонд русской драматургии наряду с такими шедеврами, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Чайка» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького.


Что же так привлекает в этой пьесе? В научно-исследовательской литературе сложилось мнение, что событийным центром произведения является соперничество двух женщин. Литературовед Лев Гроссман указал на сходство «Месяца в деревне» и пьесы Бальзака «Мачеха», в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека («Театр Тургенева», 1924 год). Лидия Михайловна Лотман расширила список произведений, предположительно повлиявших опосредованно или прямо на формирование замысла Тургенева показать соперничество женщин в качестве главной движущей силы драматического конфликта. Исследовательница называет пьесу О. Арну и Н. Фурнье «Преступление, или Восемь лет старше» (например, ее показывали в Малом театре 11 сентября в сезон 1840‒1841  годов), в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце. При этом, конечно, обращается внимание на то, что Тургенев в «Месяце в деревне» сумел преодолеть мелодраматические штампы, свойственные пьесам-предшественницам. Но главенство интереса русского писателя к теме женского соперничества в любви не оспаривается.


Как пишет театровед Екатерина Сальникова: «Разомкнутому миру соответствует разомкнутый, без конца и края, конфликт. А бездонность конфликта замешана еще и на иррациональном ощущении, что жизнь вообще не бывает иной, что конфликт из жизни невозможно изъять ни на мгновение. И даже нечего к этому стремиться. Стоицизм тут сливается со скепсисом, мудрость ‒ с безверием».


В центр трагических коллизий бытия в пьесе «Месяц в деревне» поставлена женщина. Впервые в русской драматургии женский образ занял главенствующее место в системе персонажей пьесы, впервые мир женской души в литературе для сцены стал предметом глубокого художественного исследования. «И уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру», ‒ отмечает Борис Васильевич Варнеке (русский филолог-классик, историк театра).


В спектакле Театра им. М.Н. Ермоловой заняты актеры, которые в полной мере позволили воплотить на сцене все сложные контрапункты пьесы. Итак, зрителей ждет встреча с Александром Калягиным, Евгенией Ураловой, Ларисой Гребенщиковой, Екатериной Васильевой, Борисом Быстровым, Львом Круглым и другими.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Галибин
  • 2002
  • 95 мин

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

  • Драма
  • Борис Бабочкин
  • 1975
  • 115 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Олег Юмов
  • 2010
  • 106 мин

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Прямая трансляция 21 февраля в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Совместный проект ГМИИ имени Пушкина и испанского фонда La Caixa откроется в 2018 году.

Подробнее

Театр, балет, джаз и рок в Зимнем дворце и «Розе Хутор».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть