Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Екатерина Ивановна

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова | 2012 | Россия | Драма | 124 мин.
Режисcёр: Евгений Марчелли
В ролях: Евгений Мундум, Анастасия Светлова, Ирина Чельцова, Виталий Даушев, Татьяна Исаева, Ирина Веселова, Николай Шрайбер, Алексей Кузьмин, Игорь Сидоренко, Олег Новиков, Николай Краснопёров, Игорь Есепович, Илья Варанкин, Любовь Ветошкина, Юлия Знакомцева
2123

«Екатерину Ивановну» на сцене Волковского театра в Ярославле Евгений Марчелли поставил еще до того, как стал в нем главным режиссером. По сути, эта постановка стала своеобразным «пробным шаром» для будущих взаимоотношений режиссера и труппы, режиссера и зрителя. Эта работа стала первой и для приглашенной Марчелли из Петербурга актрисы — Анастасии Светловой, ставшей в последствии примой ярославского театра и в какой-то мере талисманом самого Марчелли.


Пьеса, выбранная режиссером, не может похвастаться продолжительной и бурной сценической историей. Эта драма, написанная Леонидом Андреевым в эпоху Серебряного века, кажется, так и осталась к этой самой эпохе привязанной. Редко (если не сказать почти никогда) режиссерам удается уйти от таящегося в ней декаданса и взглянуть на сюжет и героев не через призму угасающей культуры начала XX века, а из нашего времени.


Марчелли в какой-то степени тоже попадает в плен этой красоты декаданса, вылепливая свою Екатерину Ивановну с оглядкой не только на непосредственного автора, но и на его шведского предшественника — Августа Стриндберга. Ведь и для режиссера (это станет вполне очевидно в дальнейшем, когда Марчелли выпустит еще несколько спектаклей на сцене Волковского театра) тема «войны полов» станет настоящим лейтмотивом творчества. Вечное противостояние мужчины и женщины — безжалостное и бескомпромиссное, где женщина подавляет, а мужчина жалок, но одерживает хоть временную, но победу.


Само по себе, в отрыве от декадентских настроений, происходящая в пьесе Леонида Андреева история — с изменами, семейными скандалами, пальбой из пистолета, обидами и прощениями — является вполне заурядной драмой. Но автор всеми силами пытается придать ей символистской инфернальности, а режиссер на этом пути его поддерживает (выбранный им для своего спектакля жанр — «драма с разрывом»). Чего стоит одна только сценография, предложенная художником Олегом Головко.


С одной стороны, выстроенное им пространство почти стерильно — прямые углы, ровные плоскости задника, что в первом акте слепит белизной, а во втором заволакивает взор кровавыми отсветами. Причем — никакой игры в поддавки: шершавую белую стену прямо на наших глазах монтировщики затянут красной тканью. И это для идиллической сцены в сельской местности! С другой стороны, после этого «кровавого» сценографического вмешательства пространство все дальше уходит от условно-реалистического в мир символов и метафор. Цвета намеренно режут взгляд — алая гостиная с раздражающим зеленым пятном рояля. И обнаженная женская фигура в центре, как итог, вершина этой живописной композиции.


Обнаженная, публично выставленная напоказ собственным мужем здесь — Екатерина Ивановна. Ее красота совершенна, поза повторяет любую из знаменитых Венер. Но красота эта уже мертва...


Не так было в начале этой страшной истории. Витальная сила актрисы Анастасии Светловой, переданная ею своей героине, постепенно от сцены к сцене отравляется неким ядом разложения. В итоге актриса играет драму, если не трагедию, распада человеческой сущности, человеческой души. В Екатерине Ивановне, какой ее представляет зрителю Светлова, намешано столько противоречивых черт и страстей, что временами становится страшно. Страшно от того, что в каждой из этих взаимоотрицающих страстей она настоящая, подлинная. Нежная она или вульгарная? Преданная или порочная? И та, и другая. Просто темная ее часть долгое время была погребена под спудом нормальной жизни, простых и понятных человеческих отношений. Так было до рокового выстрела мужа, заподозрившего невинную жену в измене. Смерть физическая тогда еще не наступила, но жизни пришел конец.


И вот это понимание того, что теперь впереди ее ждет лишь «жизнь после смерти», Анастасия Светлова играет очень точно и очень страшно. Она боится себя, она умирает и утягивает за собой. Актриса с первой же сцены, последовавшей за злосчастным выстрелом играет поруганную женщину. И дальше ей остается только испить это поругание до дна.

Кульминацией становится финальный танец — почти танец Саломеи (к слову, Светловой прежде довелось воплотить и этот изломанный образ). Он отвратителен, конвульсивен, пронизан вакхическими и оргиастическими мотивами. Есть в нем что-то от техники японского танца боли — перед нами уже не только страдание героини, но страдание самой актрисы, черты лица которой искажены, а зрачки расширены. Это окончательный распад. В этом танце, собственно, вся Екатерина Ивановна — и героиня, и спектакль. Эта гнетущая «драма с разрывом»...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Михаил Бычков
  • 2012
  • 103 мин

Воронежский Камерный театр

  • Драма
  • Марк Захаров
  • 1983
  • 80 мин

Московский государственный театр «Ленком»

  • Драма
  • Александр Коршунов
  • 2014
  • 190 мин

Московский драматический театр «Сфера»

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть