Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Мы

Большой театр кукол | 2013 | Россия | Драма | 95 мин.
Режисcёр: Руслан Кудашов
В ролях: Роман Дадаев, Михаил Ложкин, Мария Батрасова, Алесь Снопковский, Виктория Слуцкая, Дмитрий Чупахин, Виктория Короткова, Анатолий Гущин, Наталья Сизова, Денис Казачук
4480

Вот что говорят сами создатели спектакля «Мы», который был сделан силами студентов — кукольниками третьего курса, набранного при БТК: «Это первый опыт освоения в театре кукол самого знаменитого романа-антиутопии Евгения Замятина, написанного в 1920 году. В основе постановки — этюды студентов с гапитами, своего рода учебными «скелетами» тростевой куклы. Самой невыразительной кукле наконец-то нашлось свое место — она воплощает на сцене однородное, одинаковое, безликое «мы». Кажется, кукле пришлось по «душе» замятинское Единое Государство, но каково в нем самой душе? «Мы» обращено к иррациональным глубинам внутреннего мира человека, которому от природы свойственно сопротивляться цифре. Главной темой спектакля стало рождение души, не нашедшей себе места в мире. Как книгу, так и постановку пронизывает тема любви одного нумера D-503 к другому, I-330, неожиданно разрушившей геометрически выверенный и абсолютно счастливый мир героя».


Герои романа Замятина живут в стерильном пространстве абстрактного будущего, в царстве стекла, света, прозрачных домов и квартир. Здесь все счастливы, потому что вместо любви есть розовый талон, который выдается гражданам для удовлетворения сексуальных потребностей. Здесь все верят Благодетелю, верховному правителю идеального государства. Здесь есть «Мы», но нет прав у «Я». Нумер D-503 — математик, восторженный гражданин утопического государства строит космический корабль «Интеграл». Он верит всем оптимистическим догмам Единого Государства, но в его жизнь вторгается женщина I-330. Она являет собой противоположность. В ней живет протест против предложенной модели мира, в которой регламентировано и подконтрольно всё. Любовь к ней строителя «Интеграла» заставляет верноподданного математика заново родиться. Он отделяется от коллективного тела, в нем рождается «Я», которое невозможно примирить с «Мы».


Режиссер Руслан Кудашов подчиняет пространство графике. Правят бал два цвета — черный и белый. Черная коробка сцены, актеры в черных костюмах, белые веревки, которыми невидимо управляют актеры на сцене, чтобы трансформировать строгими приемами пространство, создавать визуальные геометрические объекты. Вот контуры белого куба перевоплощаются в экран телевизора, рамку, параллелепипед. Визуальная игра такова, что плоскость и объем сменяют друг друга. Черный цвет берет верх. Нет стекла и солнца, есть ночь (художник спектакля Андрей Запорожский).


Режиссер делает акцент не только на решении пространства, но и, конечно же, в трактовке самого романа. Руслан Кудашов берет за основу то, как главный герой D-503 одушевляется от любви к номеру I-330. Женщина, ворвавшаяся в его рационалистический мир, не столько революционерка, сколько бунтарка. В спектакле пять пар по очереди играют этих героев. Они жертвы Единого Государства, которые ходят строем в одинаковой черной униформе, выставляя перед собой годную для оболванивания куклу. Обрести свое «Я», отложив в сторону куклу, и посмотреть в душу друг другу получится лишь у этих двоих.


Остальные — пляшущие, марширующие болванки. Режиссер в свою партитуру привлекает музыку группы «Аукцыон», которая травестирует патетику догм Единого Государства, а сам верховный правитель, именуемый Благодетелем, существенно изменен режиссером. Это и конферансье в кабаре, и ведущий ток-шоу, фигляр с набеленном лицом и гладко зачесанными назад волосами — главный кукловод, циник, наслаждающийся размахом своего проекта. С таким Благодетелем в спектакль входит брехтовская поэтика. Он ударяет в гонг, чтобы начать и завершить день своего государства, но он еще и выступает как эстрадная звезда, которую режиссер подчиняет формату брехтовского зонга.


В сцене встречи граждан с Благодетелем режиссер отдает реплики тирана, пляшущим под его дудку человечкам. Диктатура взращивается на рабстве. «Забыть, что ты грамм, и почувствовать себя миллионной долей тонны» — такова базовая установка, порождающая психоз масс, которым управляет гротескный лицедей. Именно этот лозунг скандируется в начале спектакля марширующими человечками.


Четвертую стену Кудашов обозначит красной лентой, протянутой по ширине сцены, но это и та самая замятинская Зеленая Стена, за которую никто из граждан Единого Государства не ходит. За черту режиссер позволит выйти только один раз в финале спектакля.


После того как над D-503 произведут операцию на мозге, чтобы лишить его фантазии, он не сядет за стол с Благодетелем, как у Замятина. Фиглярствующего тирана тоже подвергнут той же операции. Он покорно разденется, смоет грим с лица и встанет в строй нумеров. Только женщина в белом платье приподнимет ленту и выйдет за черту. Ей одной удалось сохранить свое «я», не стать миллионной долей тонны.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Анатолий Эфрос
  • 1988
  • 72 мин

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

  • Драма
  • Дмитрий Краснов
  • 2014
  • 113 мин

Тульский академический театр

  • Драма
  • Юрий Григорович
  • 1983
  • 115 мин

Государственный академический Большой театр

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть