Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Похождения Шипова или старинный водевиль

Калужский областной драматический театр | 2012 | Россия | Драма | 122 мин.
Режисcёр: Александр Плетнев
В ролях: Игорь Постнов, Михаил Кузнецов, Леонид Клец, Ирина Якубенко, Игорь Корнилов, Дмитрий Денисов, Григорий Саркисов
1135

В Калуге, конечно, должен быть свой Булат Окуджава. В 1950-х он работал здесь по распределению, преподавал в школе литературу и русский язык. Здесь же в 1956-м вышел первый его сборник «Лирика». Потом он будет вспоминать калужские шесть лет как главные в своем «становлении человеческом»: «Мне это так запомнилось, что я бы, например, тоже с удовольствием пожил бы в Калужской губернии».


Из застойного рубежа 1960-70-х Окуджава вдруг обернулся на монархические сто лет назад, в пореформенный 1862-й. Проницательность драматургического взора пропорциональна его ироничности. Авторское предуведомление об «Истинном происшествии» одновременно недвусмысленно напоминает — театр все равно говорит о современности.


Итак, 1862-й, недавно отменили крепостное право — по словам главного героя, это «эмансипация». В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой затеял крестьянскую школу, созвав в преподаватели студентов, а они — вдруг без царя в голове, с революцией?.. «Специализирующемуся» на мелком ворье «эмансипированному» бывшему дворовому князя Долгорукова (начальника III отделения) поручается выведать, не задумал ли чего граф Толстой противу державы. Вдали от суровых очей помчались шиповские кутежи, любовные утехи и — разумеется, доносы на Толстого. Можно назвать описанные Окуджавой похождения даже плутовским романом, но водевиль завершается осуждением главного героя на каторгу. Конвоирует его недавний подчиненный Гирос.


В московской афише есть свои «Похождения...» — в 2011-м на сцену Et Cetera их спустил Сергей Грицай, и режиссер, и хореограф, так что в здешнем водевиле очень много танцуют и поют. На сайте театра пьесу и называют фантасмагорической историей. В калужской драме свой Шипов появился раньше — 8 декабря 2009-го новую постановку представил главный режиссер театра Александр Плетнёв, сделавший инсценировку вместе с завлитом Светланой Маркеловой (помощник режиссера — Ольга Арсеньева, художник по костюмам — Оксана Богданович). В 2012 году плетневская версия «Похождений Шипова...» увезла с III Фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» в Орле Гран-при.


Публику тут пересадили прямо на сцену (художник-постановщик — Сергей Рябинин), и зрительный зал пустует туманной перспективой до тех пор, пока сам не становится декорацией. «Роскошный зал старого российского театра с царской ложей смутно виден в темноте, это нужно ради одного важнейшего эпизода. Когда в тексте упоминается Государь, зал слегка освещается, и мы видим именно в царской ложе сразу узнаваемую фигуру в эполетах — смутно, далеко, высоко...и страшно», — вспоминает Анастасия Ефремова. Несколько столбов да гигантская балка, становящаяся и столом, и кроватью... — сценография намеренно лаконична, она — не перебивающий артистов штрих к их игре.


А актерский ансамбль критики хвалили хором. На главную ось действия — дуэт Михаила Ивановича Шипова (Игорь Постнов) и Амадея Гироса (Михаил Кузнецов) — нанизываются разные оттенки. «Скупая манера игры Хозяина трактира (Леонид Клёц), обаяние Даси (Ирина Якубенко), темперамент Шляхтина (Игорь Корнилов), основательность Волка (Григорий Саркисов) создают особую атмосферу спектакля», — пишет Дмитрий Хованский и выделяет «работу Дмитрия Денисова (граф Толстой), сумевшего создать неожиданный образ 34-летнего графа, молодого и полного сил человека, чьи интересы пока еще далеки от духовных поисков философа и писателя из Ясной Поляны».


«Сам же Шипов, замечательно сыгранный Игорем Постновым, в первые минуты привлечет внимание своим растерянным взглядом больших светлых глаз, той нерешительностью, которой, кажется, дышит вся его фигура. И время от времени повторяемые слова: «Ты гляди, куды я поднялся» - расскажут очень многое о бывшем дворовом князя Долгорукова: о его умственной недалекости, амбициях, о трагизме этой нелепой фигуры, решившей, что он, Шипов, способен на большее, нежели выслеживание мелких воришек. О заигравшемся человеке, неожиданно, но слишком поздно прозревшем...», — рассуждает Наталья Старосельская.


Шипов, каким выводит его Окуджава, — немного и Чичиков (в окуджавовском описании «Росту ... был небольшого, хотя в самый раз, не широк в плечах, но и не тщедушен» слышна гоголевская интонация по отношению к своему герою: «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»«). К слову, И. Постнов играет в Калужском театре и Чичикова. Шипов — немного даже Порфирий Петрович — в том, как сыщик рассуждает, что студенты для него — мышки в когтях кошки, а сам он — та же мышка перед вышестоящими. Но пьеса о другом. Шипов — говорящая фамилия, в 1970-х не меньше, чем в 1862-м. Шелестящий перед высокими чинами, мешающий французский с нижегородским не к месту сказанными иностранными словечками, это — шип. У шипящего, как и у шепчущего человека, своей интонации, своего тембра, голоса своего нет. Есть только слова, сказанные по ситуации. То, что было так чуждо самому Окуджаве и что осталось нестареющим в его «Старинном водевиле».

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Эдуард Кольбус
  • 1989
  • 190 мин

Саратовский академический драматический театр им. И.А. Слонова

  • Драма
  • Александр Баранников
  • 1981
  • 59 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Петр Штейн
  • 1988
  • 86 мин

Московский государственный театр «Ленком»

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть