Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Женитьба

Коляда-Театр | 2010 | Россия | Драма | 138 мин.
Режисcёр: Николай Коляда
В ролях: Любовь Ворожцова, Светлана Колесова, Василина Маковцева, Олег Ягодин, Антон Макушин, Евгений Чистяков, Сергей Фёдоров, Сергей Колесов, Константин Итунин, Тамара Зимина
1978

Успех гоголевского «Ревизора» в постановке Николая Коляды, вероятно, послужил одним из основных стимулов для постановки на той же сцене и другой знаменитой пьесы русского классика — «Женитьбы». И тут режиссеру снова пришлось во многом «переламывать» зрительское восприятие.


«Женитьба» — это комедия, причем объективно комедия более чем смешная, вот только, как тот же «Ревизор» или грибоедовское «Горе от ума», слишком известное. Не то чтобы все читали, но все наслышаны и «перекормлены» еще в рамках школьной программы. Да и сюжет на слуху — все хотел жениться, нашел невесту, да в последний момент сиганул в окошко. Зачем на спектакль идти? Собственно, задача Николая Коляды во многом как раз и заключается в том, чтобы перебороть это изначально предвзятое отношение и завлечь зрителя именно театральной составляющей.


Гоголь назвал свою пьесу «совершенно невероятным событием в двух действиях». Так ее Коляда и ставит — почти невероятно. И за основу своей интерпретации берет раешный, кукольный театр.


На самом деле, народная, балаганная составляющая присутствует во всех спектаклях этого уральского театра. Не случайно ведь его название — «Коляда». В нем, действительно, не только находит отражение имя его создателя, но присутствует и прямой посыл к традиционному славянскому языческому празднеству. Потому-то в постановках «Коляды-театра» столь много от язычества, от праздничности. Причем праздничность эта, вполне в народном духе, — она отнюдь не означает безоблачной радости. Она всегда омрачена близким присутствием смерти, ведь последняя — естественная спутница жизни.


Сам режиссер признавался, что создавал спектакль не о комических коллизиях из жизни незадачливого жениха и невесты, а ни больше, ни меньше, как о любви к России. И для демонстрации этой любви, для демонстрации этой России сцена на всех уровнях (сценографическом, звуковом, словесном) до краев заполняется приметами и символами «Руси-матушки».


Все смешалось в этой «Женитьбе». Основным декорационном элементом становится самовар, обыгранный многократно — вплоть до шапок, выглядящих крышками от этого самого самовара. Ярмарочные бабы и мужики заполоняют пространство сцены. Декоративные подушечки украшены образом Богоматери с младенцем. Бюсты наших классиков постоянно перетаскиваются с места на место, и столь же живо и задорно тасуются, смешиваются цитаты из их произведений — от вечных русских вопросов «кто виноват?», «куда ты мчишься, Русь-Тройка?» до «Выхожу один я на дорогу» да «Нечего на зеркало пенять». А вокруг — матрешки, гармошки, балалайки...


Балалайка, кстати, вместе со своим балалаечником становится одним из главных действующих лиц и задает музыкальный тон всему этому разудалому веселью. Женихи здесь украшены настоящими павлиньими хвостами и каждое новое их представление невесте напоминает брачный танец этой расфуфыренной птицы. Получив же отказ, они отказываются от «гарцевания» перед своей голубкой, сбрасывают свой балаганный костюм и обиженно удаляются.


На этом павлиньем фоне Подколесин Олега Ягодина больше всего напоминает грустную куклу Пьеро, ну, или если мыслить категориями русского балагана, — грустного Петрушку, что постоянно падает в обморок, тряпичной куклой обвисая на руках у Кочкарева (Антон Макушин).


Последний, к слову, полная ему противоположность. Кочкарев Макушина буквально «заплевывает» всех брызжущей из него энергией. Он ни секунды не может усидеть на месте. Вместо размеренного шага — прыгающая походка, вместо спокойного ожидания — нетерпение боксера на ринге. Бритоголовый, больше всего напоминающий какого-нибудь колоритного нынешнего братка, он не столько стремится устроить судьбу друга, сколько свою собственную, планомерно подбираясь к сундукам невесты.


А что же невеста? Очень давно Агафья Тихоновна в исполнении Любови Ворожцовой вышла из того возраста, когда с юношеским романтизмом отдаются мечтам о красивой свадьбе. Больше всего, она напоминают «бабу» с того самого самовара, который стал основным символом спектакля. Она сидит и ждет, кажется, всю жизнь. Боится людей, играет в куклы, не снимает с головы чепец, — страшноватый не повзрослевший ребенок. Так что и не мудрено от такой сбежать.


Впрочем, спектакль получился уморительно смешной. С юмором на грани фола, но вызывающим неудержимый хохот. Собственно, как все на тех же народных празднествах. Да и финал спектакля Николая Коляды вполне для языческого карнавала традиционен — встреча со смертью.


Подколесин здесь прыгает совсем не в окно. По факту — в сценический люк, по сути — в разверстую могилу, в темное царство, из которого, если все сложится удачно, выберется он обновленным. Готовым к новому кругу своей в общем-то никчемной на данном этапе жизни.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Марин
  • 2016
  • 160 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

  • Драма
  • Евгений Марчелли
  • 2013
  • 117 мин

Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова

  • Драма
  • Игорь Ильинский
  • 1973
  • 38 мин
Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Трагикомедия Карена Шахназарова

30 лет фильму "Курьер"

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть