6+

Страна сорванцов

Мелодрама
2012
99 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Юбилейный 65-ый сезон Хабаровского театра юного зрителя открыли игры сорванцов — приключения веселой девочки Пеппи Длинный чулок и ее друзей в красочном и музыкальном, песенном и танцевальном фейерверке спектакля по мотивам детского городского фольклора и произведений Астрид Линдгрен в постановке Владимира Оренова.

В «Стране сорванцов» никакого чинного гуляния по фойе и неторопливого рассаживания согласно купленным билетам и уж тем более извещающих о начале спектакля звонков нет. Все на корабль и прямиком навстречу шторму! Корабль — пространство Новой сцены Хабаровского ТЮЗа, в котором исчезли зрительские кресла и все качается, грохочет, отсвечивает молнией и накрывает волной. Из этих цветных всполохов, словно из пены морской, появляются Пеппи, ее отец-капитан, шайка пиратов, и все закручивается в невероятной пляске.

Прежде чем попасть в большой зал театра, где, собственно, и находится «Страна сорванцов», зрителю предстоит выбраться из шторма и прокрасться вместе с пиратами через театральное фойе, неожиданно наткнувшись на россыпь раскладушек с мирно посапывающими под колыбельную песенку сорванцами. И пока он обходит «спящих» и отыскивает свои места, на сцене уже «прорисовывается» схема города-механизма. Винтики к винтикам, колесики к колесикам. В городе-механизме у жителей одинаковые лица, движения, мысли, они бегают шагом, а поют только по праздникам. И вдруг здесь начинает твориться совершенно недопустимое, а виной всему девчонка со смешными косичками, неутомимая путешественница и фантазерка. Она жонглирует чудесами как цирковыми мячиками, легко разрывая паутину веревок и правил, которыми опутаны горожане. Из-под земли вырастает вилла «Курица», деревянная лошадка становится настоящим скакуном, печальные клоуны из сомнительного цирка господина Стефенсона вспоминают о том, что умеют улыбаться и смешить. Раскладушки из театрального фойе превращаются в быстроходные лодки, потом становятся сверкающей цирковой ареной, а в довершение ко всему — волшебным ящиком иллюзиониста. «Позорный угол» с легкой руки Пеппи оказывается подзорным, а подзорная труба позволяет дотянуться до самого далекого моря. Впрочем, гламурной мороженщице, которой Пеппи дарит эту чудесную вещицу, гораздо интересней заглядывать в чужие окна…

Жизнь городка проходит под неусыпным взором «всевидящего ока» — огромного глаза, закрепленного высоко над сценой, в котором все время мелькают кадры документальной хроники тридцатых годов, скачущие кони, бушующие волны, толпы людей, шагающих строем, странные вращающиеся механизмы, костры, в которых нацисты сжигают книги. Страшноватая метафора, не детская. Однажды ситуация в «правильном» городке выходит из-под контроля, по сцене вихрем проносится детский и очень дерзкий шумовой оркестр (замечательная и очень смешная «строка», придуманная режиссером, чтобы отчеркнуть меняющиеся сцены спектакля), у первых блюстителей порядка внутри что-то ломается. Господин Полицейский и мадам Розенблюм напоминают испорченные механизмы. Их движения прерывисты и нелепы, на лицах — полнейший ужас.

Нелепые косички мадам Розенблюм, точно такие же, как у Пеппи, делают ее похожей на состарившуюся девочку. Сквозь фарфоровую скорлупу классной дамы пробивается давно забытое желание играть в прятки, бегать, смеяться. И в какой-то момент маска, мертвенно-белая, начинает исчезать с ее лица. Правда, только наполовину. Потому что совсем непростое дело — возвращение к себе.

Пеппи в «Стране сорванцов» не просто героиня из увлекательной сказочной истории. Это нечто неуловимое, что будоражит сердца и не позволяет им одеревенеть. Открывая детям смешной и добрый мир игр, фантазий, иллюзий, девчонка, принесенная штормом, делает им прививку против безжизненных масок и схем.

Пеппи, вечная странница, нигде не бросает якоря. Но прощаясь с друзьями-сорванцами из маленького городка, который теперь уже наполнен совершенно другими красками и звуками, она дарит им именно якорь. Если верить в свои силы, его легко удержать, если верить в его прочность — нити, связывающие нас с детством, ни за что не оборвутся.

Режиссер Владимир Оренов рассчитывает и на юных, и на взрослых, что вполне совпадает с программой Хабаровского ТЮЗа, заявляющего о себе в последнее время как о театре умного зрителя. В театральной программке написано: «Для детей, считающих себя взрослыми, и взрослых, не забывших детство». И цитата из «Братьев Карамазовых»: «…святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. И если набрать таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь».

Пластические сюжеты вписаны в прозрачный, не перегруженный ни одной лишней деталью сценографический рисунок спектакля, превращая его то в выхолощенное пространство чистенького и аккуратного городка, то в завораживающий карнавал. Художник Владимир Колтунов сочинил для «Страны сорванцов» более ста костюмов — ярких, фантазийных, без намека на какую-либо географическую или историческую принадлежность. Потому что эта история могла произойти где угодно.

Режиссер: Владимир Оренов
В ролях: Светлана Малыгина, Галина Бабурина, Татьяна Гоголькова, Александр Молчанов, Елена Колесникова, Владимир Годованец, Александр Пилипенко, Андрей Сергеев, Александр Фарзуллаев, Петр Нестеренко, Михаил Тулупов, Ирина Покутняя, Наталья Мартынова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна