Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Гамлет

Коляда-Театр | 2007 | Россия | Драма | 160 мин.
Режисcёр: Николай Коляда
В ролях: Ирина Ермолова, Антон Макушин, Олег Ягодин, Любовь Кошелева, Василина Маковцева, Сергей Колесов, Ирина Ермолова, Александр Замураев, Александр Кучик, Евгений Чистяков, Максим Тарасов, Сергей Ровин
3972

Шекспировский «Гамлет» в интерпретации Николая Коляды проходит по территории смерти. Смертью, похоронами он начинается, и смертью заканчивается. Ритуальное погребение отца Гамлета — сам Гамлет (Олег Ягодин) наблюдает за церемонией, «прислонясь к дверному косяку». А перед его глазами — первобытное безумие, ритуальные хороводы, языческие обряды, творимые под мощную медитативную музыку. Могила засыпается ворохом каких-то непонятных предметов — от жестяных банок до мягких игрушек, и «укутывается» пирамидой из множества полотен «Моны Лизы».


Персонажи Шекспира оборачиваются босховскими героями, для которых физиологизм стоит на первом месте. Этот спектакль — буйство плоти, подобное тому, что некогда творилось на римских сатурналиях. Тантос и Эрос — два божества, которым поется гимн.


Эти две стихии становятся главными, а вовсе не шекспировская поэтика. Собственно, текст трагедии здесь существенно сокращен — интерес предоставляют лишь яростные чувства, вернее даже, страсти, захлестывающие всё и вся. Плясовое ведовство изгоняет со сцены традиционную драму.


Вероятно, честнее было бы дать этому действу подзаголовок «по мотивам», чтобы наверняка избежать неизбежных упреков и обвинений в святотатственном отношении к классической трагедии. Впрочем, святотатства в подобном «помоечном» (действие, по сути, происходит на помойке — истории ли, королевства ли, не так важно) «Гамлете» не так уж и много. Игровая, а очень часто и низовая структура шекспировского театра дает возможность практически для любой интерпретации. Другой вопрос, что дает то или иное новое прочтение.


Трактовка Николая Коляды выглядит прежде всего «пощечиной общественному вкусу», а уж потом неким высказыванием. Здесь Клавдий (Антон Макушин) произносит свою тронную речь обнаженным, погруженный в черную ванну, где он будет отмокать от только что свершившихся поминок и от собственного плевка в одно из многочисленных лиц «Моны Лизы». Здесь немолодая Гертруда (Клавдий, очевидно, по возрасту ближе к ее сыну) почти весь спектакль пребывает в некоей прострации, а в какой-то момент вдруг оказывается «околпачена» кабаньей головой и «обута» в изящные копытца. Полоний здесь вечно пьян и охоч до дверных ручек, а Озрик танцует венгерский танец Брамса. Здесь даже Офелию лишают возможности спокойно утонуть. Она, прижимая к груди живую мышку — единственный подарок принца Гамлета, в разговоре со своим отцом вдруг замечает Призрака. Он-то и унесет ее с собой, укутав заботливо в большой ковер. Ее — сошедшую с ума...


Складывается впечатление, что весь это сценический сумасшедший дом разыгран теми самыми бродячими комедиантами, что повстречались на пути Розенкранца и Гильденстерна. Такое множественное отражение театра в самом себе — он будто бы творится на наших глазах, все множась и множась. И вот уже актерам, разыгрывающим сюжет «Гамлета», приходится в свою очередь играть актеров, которых прописал Шекспир. И здесь, в этом театре, в квадрате пафос и патетика плохого театра достигают своего пика. Сергей Федоров (первый актер) берет такую невозможную высоту в знаменитом монологе о Гекубе, что сам долго не может отойти от потрясения собственной игрой.


Но что же во всей этой сумасшедшей истории сам Гамлет? Собственно, его фигура, его личность — единственное условие драматического конфликта. Он, с первых же минут спектакля одиноко стоящий в дверном проеме, постепенно все дальше и дальше отходит от этой оголтелой первобытной стаи. Если у прочих героев постепенно на первый план выходит звериное начало, то в Гамлете медленно, но неизменно проступает человек. И гибнет. Человеку в этом животном мире просто нет места. Жесток его финальный поединок с Лаэртом: оба в ошейниках, оба несвободные, они пытаются ухватить друг друга за эти самые признаки рабства. Хватают. И кружат, кружат, пока один не упадет без признаков жизни. Гамлет.


И останется он на сцене один — голый, скрюченный человек, вернувшийся в состояние эмбриона. Маленький, обжигаемый лучом света. Одинокий. А за ним — в том самом проеме, где некогда появился он сам, стоит толпа. Застывшая в огромном пластмассовом корыте — этой могиле и чаше омовения. А Призрак отца (Николай Коляда) исполняет для них на бис свою звездную роль — могильщика, похоронившего всех — от Полония и Офелии до самого автора и тех, кто собрался в зрительном зале...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Руслан Кудашов
  • 2008
  • 62 мин

Большой театр кукол

  • Драма
  • Владимир Андреев
  • 1988
  • 147 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Никита Кобелев
  • 2015
  • 200 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть