Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Спартак

Государственный академический Большой театр | 1984 | СССР | Драма | 122 мин.
Режисcёр: Юрий Григорович
В ролях: Ирек Мухамедов, Михаил Габович, Наталья Бессмертнова, Мария Былова
1679

Балет повествует о легендарном античном герое, возглавившем восстание рабов и гладиаторов за свое освобождение в Риме в 1 веке до нашей эры. Имя Спартака стало символом борьбы за свободу и человеческое достоинство.


Выявляя общечеловеческое в исторических событиях далекого прошлого, Юрий Григорович отказался в спектакле от бытописания и стилизации. Вот почему спектакль стал не иллюстрацией романа или истории, а художественным воплощением идеалов — ценности человеческой личности, высокого чувства любви и свободы.


Балет «Спартак» имел сценические воплощения и до Григоровича. Но его масштабный художественный замысел потребовал корректировки либретто Н. Волкова, по которому создавалась партитура.


Музыка А. Хачатуряна отличается мелодическим богатством, многокрасочностью оркестровки. Ее характеризует романтический пафос и экспрессия.


Как писал академик Виктор Ванслов: «В музыке „Спартака“ чередуются эпизоды праздничные и трагедийные, сталкиваются образы героические и драматические, тонкие лирические высказывания сменяются монументальными эпическими картинами. И всюду талант композитора проявляется ярко и самобытно. Эта музыка увлекает, ведет за собой слушателя, врезается в его память».


Однако новая концепция спектакля обусловила перекомпоновку партитуры в соответствии с редактурой либретто. Возникла необходимость поиска новой композиционной структуры. Спектакль Григоровича построен по принципу сквозного развития действия. Центральной темой стала тема восстания, воплощенная средствами классического танца, но при этом танца, обогащенного современными интонациями и лексическими приемами. Не сразу удалось убедить композитора внести изменения, что-то сократить. Григоровичу пришлось вступить с Хачатуряном в «битву за ноту». Правда, в конце концов, оба художника стали единомышленниками.


Сам избранный балетмейстером принцип чередования сюжетных эпизодов и монологов был поддержан музыкой. «Спартак» обрел строгую композиционно-драматургическую логику. В нем три действия, а в каждом из них — четыре массовые картины и три монолога. Каждый монолог связывает одну картину с другой. Сама структура действия раскрывает внутренний смысл развития драматического конфликта. Балетмейстер является драматургом и композитором-симфонистом, который раскрывает характеры героев через обобщенные танцевальные формы.


Известно, что на одной из репетиций Григорович назвал своего «Спартака» «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». Конфликтные образы Спартака и Красса, олицетворяющие столкновение двух миров, дополняются контрастными фигурами Фригии и Эгины. Эти роли требуют от исполнителей сочетания большого актерского дарования и полной технической свободы.


Участие в «Спартаке» стало важным фактором творческой биографии Ирека Мухамедова, который оказался самым молодым исполнителем заглавной партии. Он привнес в интерпретацию образа античного героя современное звучание. Принцип хореографического решения образа очень подошел Мухамедову, танцовщику мужественной, активной манеры, виртуозно владеющему техникой. Его Спартаку не свойственны интеллектуальные рефлексии стратега, скорее, его отличает пламенный темперамент бунтаря.


Впечатление героини античной трагедии производит Фригия Натальи Бессмертновой. Это жрица, самоотверженно и безропотно служащая Спартаку. Ее ломкие позы, текучая пластика передают женскую ранимость, словно визуализируют тихие слезы. Но в финальном реквиеме балерина добивается пронзительности вопля.


На другом полюсе страсти оказались Эгина Марии Быловой и Красс Михаила Габовича. Балерина точно почувствовала природу образа наложницы диктатора. Ее грубоватая в своих устремлениях Эгина купается в пороке без доли угрызений. Она совращает, раззадоривает Красса с бездушным профессионализмом уличной девки, а помощь ему, не страшась потоков крови, оказывает только для того, чтобы самой остаться на вершине власти. Привычные проявления почитания и поклонения Эгина Быловой принимает с чувством абсолютной собственной заслуги.


Михаил Габович будто рожден в военных римских латах. Однако, следуя за балетмейстером, танцовщик нарушает статику парадной скульптуры. Своего героя танцовщик погружает в пространство музыки и напряженной хореографии. В азартных прыжках и вращениях изобразительность уступает место выразительности. Но Красс Габовича не столько герой-победитель, сколько ординарный человек, волею судьбы вознесенный на острие смутного времени.


Еще один важнейший «участник» балета — художник Симон Вирсаладзе, создавший обобщенный образ рабовладельческого Рима. В декорациях нет пышности, колористической броскости. Но при всей своей суровости они величественны и очень театральны. Здесь и архитектура, и пейзажи с громадными камнями-глыбами, и огромный «дышащий» полог, который меняет собственную конфигурацию и картины действия, Все в этом спектакле соединилось, чтобы создать удивительное героико-эпическое полотно.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Борис Ливанов
  • 1969
  • 151 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Роман Смирнов
  • 2001
  • 66 мин

Театр На Литейном

  • Драма
  • Алексей Бородин
  • 1987
  • 95 мин

Российский академический молодежный театр

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Выставка «Лаврушинский, 17» проходит в Государственном музее А.С. Пушкина до 29 января 2017-го.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть