Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Покаяние и прощение

Большой театр кукол | 2011 | Россия | Драма | 84 мин.
Режисcёр: Руслан Кудашов
В ролях: Петр Васильев, Борис Матвеев, Нина Тарновская, Анна Сомкина, Ольга Гапоненко, Алексей Шишигин
3346

«Покаяние и прощение» — такое название спектакля куда больше подошло бы композиции на темы Федора Достоевского, тем не менее режиссер Руслан Кудашов дал его дилогии, состоящей из двух пушкинских повестей: «Станционного смотрителя» и «Метели». И получилось так, что героев одного из самых светлых русских писателей Кудашов окунул в мистический мир петербургских повестей Гоголя.


В трактовке главного режиссера Большого театра кукол Александр Пушкин стал писателем мистериальным и библейски аллегорическим. Здесь есть и огромное (по меркам кукольных персонажей) яблоко, предложенное случайному гостю, которое становится плодом с дерева познания. Сад, в котором происходит объяснение Маши и Бурмина, воспринимается практически эдемским — тем самым, еще до грехопадения. А Петербург, закрутивший, перемоловший несчастного смотрителя, оказывается подлинным адом бездушия.


Для мистерии крайне важен мотив ведомости человека, а потому очень точным кажется выбор режиссером для своей работы из всех возможных видов кукол именно марионеток. Ведь, с одной стороны, она привязана к кукловоду нитями, и именно он — кукловод — управляет каждым ее движением. А с другой, по словам самого Кудашова, марионетка, будучи куда дальше от актера, чем ее тростевые, петрушечные или планшетные собратья, обладает большей свободой и фактически живет собственной жизнью. Или, по крайней мере, подобно человеку, мнит себя свободной.


И в начале спектакля у героев свободы действительно много. Легкость и воздушность — вот то настроение, которое поначалу задает тон. Время от времени куклы, не в силах противостоять своим окрыляющим чувствам, даже пускаются в полет, но... Все проходит. Трагедия в прямом смысле слова обрушивается на героев, волей режиссера обрушивая ширмы, скрывающие страшную глубину сцены и самих кукловодов. Одинокая, потерянная кукла Самсона Вырина (Борис Матвеев) оказывается в окружении огромных черных фигур, преисполненных равнодушия и отстраненной жестокости...


Марионетка — одна из самых сложных кукол, требующих от актера большого мастерства и точности. К чести Большого театра кукол здесь никаких проблем не возникает, а зрителю остается только восхищенно наблюдать за тем, как не только старожилы театра, но и молодые артисты, слаженно и филигранно вдыхают жизнь в ведомые ими куклы. Кстати, куклы, придуманные постоянным соавтором Руслана Кудашова Алевтиной Торик, обладают еще и портретным сходством со своими артистами, тем самым позволяя режиссеру множить смыслы творимого им действа.


Роль актера в спектакле Кудашова не ограничивается ролью безликого кукловода. Между актером и куклой разворачиваются свои, особые отношения. Причем речь идет не столько о контакте между артистом и куклой, водимой им самим, сколько о взаимодействии с куклами партнеров. Так, в конце первой части над кукольной Дуней (Анна Сомкина), припавшей к кресту на могиле отца, простирается нежная прощающая отеческая рука актера Бориса Матвеева, водившая куклу станционного смотрителя Самсона Вырина. Или другой эпизод: ужасную для заблудившегося Владимира метель творят пятеро оставшихся кукловодов, закручивая сани с марионеткой, запутывая нити незадачливой марионетки. А когда к героям подбирается смерть, то из-за ширмы показывается рука с ножницами, одним клацаньем лезвий обрывающая нити «умирающей» куклы. В финале же кукловоды складывают на маковке церкви «крестовины» марионеток как знак освобождения героев от морока случая.


К слову, техника вождения куклы в спектакле Кудашова открыта для зрителя. Руки и лица кукольников постоянно выхватываются направленными на них лучами. Нити, на которых подвешены «жизни» марионеток, тоже кажутся подсвеченными и словно излучают серебряный блеск. Из всего этого складывается тончайшая партитура этого спектакля, где отточенная техника актеров и одухотворенность создаваемых образов сплетаются воедино.


Спектакль, поставленный к 80-летию Большого театра кукол, и сам стал своеобразным. Покаянием перед своим легендарным режиссером Виктором Сударушкиным, руководившим театром с 1964 по 1986 год. Режиссером, принесшим театру поистине мировую славу, а затем «съеденным» этим же театром. Теперь ему нынешний главный режиссер и посвящает свою мощную премьеру.


В «Покаянии и прощении» Театр кукол играет и в самого себя как в аллегорию, рождая театральную метафизику. Кукольный мир становится моделью мира нашего. Кукла — человеком, а кукольник — воплощенной высшей силой, от которой одной зависит: поднести ли к ниточкам, удерживающим марионетку, ножницы, или же даровать прощение в ответ на искреннее покаяние.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Оскар Ремез
  • 1972
  • 142 мин

Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

  • Драма
  • Людмила Новичевская
  • 1990
  • 139 мин
  • Драма
  • Сергей Бобровский
  • 2009
  • 197 мин

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Выставка «Лаврушинский, 17» проходит в Государственном музее А.С. Пушкина до 29 января 2017-го.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть