Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Холопы

Государственный академический Малый театр | 1988 | СССР | Драма | 200 мин.
Режисcёр: Владимир Семаков, Борис Львов-Анохин
В ролях: Елена Гоголева, Сергей Маркушев, Евгения Глушенко, Василий Бочкарёв, Геннадий Карнович-Валуа, Эдуард Марцевич, Галина Буканова, Александр Коршунов, Татьяна Панкова, Людмила Щербинина, Юлия Бурыгина, Николай Анненков, Олег Мартьянов, Афанасий Кочетков, Анатолий Торопов
1800

Спектакль Бориса Львова-Анохина, поставленный им в Малом театре в 1987 году стоит смотреть по многим причинам. И первой из них будет участие в постановке актрисы Елены Гоголевой. Главная роль в спектакле по забытой на долгие годы пьесе Петра Гнедича стала для Елены Николаевны Гоголевой последней на сцене родного театра. Роль, по сути, бенефисная — почти четыре часа жизни на сцене.


Что интересно, спектакль Львова-Анохина для актрисы стал второй встречей с «Холопами». В далекие годы, когда Гоголева делала свои первые шаги на прославленной сцене, ей довелось играть в этой же пьесе роль молоденькой Дуни Веточкиной, тогда как в центральном образе на подмостки выходила сама Мария Ермолова. И вот спустя семьдесят лет Гоголева наследовала Ермоловой и заслужила свой собственный триумф.


Она, в высоком белоснежном парике и голубой лентой через плечо появляется из глубины сцены — выплывает в своем роскошном кресле и больше уже практически не покидает сцену. Гордость — вот, вероятно, то основное свойство характера княжны-Гоголевой, которой определяло все, что творила на подмостках актриса. Гордость и порода — внутреннее достоинство, которое одно только и могло руководить этой несгибаемой пожилой женщиной. Этой величественной княжной, обиженной на Павла I и не желающей терпеть новые от него унижения: император требует, чтобы при встрече с ним все выходили из своих экипажей, поднимались на ноги и падали пред ним ниц. Но ведь ноги княжны отнялись и она просто не может покинуть своих кресел. Или все-таки может? А вдруг «болящие» ноги — всего лишь удобный предлог, чтобы не впасть в холопство, подобно иным придворным? Интрига закручивается.


Конечно, если принять во внимание тему пьесы, то намерение режиссера показать, прежде всего, борьбу за утверждение человеческого достоинства против холопства во всех своих проявлениях, представляется вполне закономерным и очевидным. Однако не смотря ни на что пьеса не то чтобы сопротивляется подобному развитию событий, но и не способствует ему. Ведь если говорить о жанре, то спектакль Малого театра ближе всего к банальной трогательной мелодраме — эффектные реплики, обретение потерянных родственников, сочные, хотя и одноплановые образы. Но одновременно — блестящая возможность корифеям театра и совсем молодым актерам продемонстрировать свое отточенное с годами мастерство.


И артисты воспользовались этой возможностью на полную мощь. Об исполненной достоинства игре Елены Гоголевой речь уже шла, но вот на контрасте еще один персонаж — мажордом Веденей, в роли которого выходил на сцену еще один старейший актер Малого театра Николай Анненков. Если в характере княжны преобладала гордость, то слугу ее отличало хамство и то самое холопство, что дало название спектаклю. Два полюса человеческих характеров, которые — и глубина контраста этим только усиливалась — скрывались под внешне схожими проявлениями. Ведь мажордом Веденей тоже был величественен и значителен. Вот только за этим красивым фасадом скрывался лакей не только по должности, но чуть ли не по велению души.


Между этими двумя полюсами расположились и все остальные персонажи, явившие собой подлинную «иерархию холопства». Был тут и мелкий угодник Веточкин (Эдуард Марцевич), и романтичный, склонный к интригам Федор Перейденов (Афанасий Кочетков), и опустившаяся на самое дно жизни, но не утратившее понятие чести Глафира (Руфина Нифонтова), и отчаянный игрок, он же сиятельный холоп, князь Платон (Василий Бочкарев). А главное, во всех этих ярких и отчетливых сольных партиях сохранилось то, что всегда отличало спектакли Малого театра — тот дух ансамбля, которых не позволял постановке рассыпаться на цветные «лоскутки» актерских индивидуальностей, а создавал единое многокрасочное полотно.


Кстати, о многокрасочности. «Холопы» — стали первой театральной работой известного сценографа Андрея Сергеева. Художник создал на сцене Малого театра особый мир в духе мирискусников. И это было не случайно, ведь пьеса Гнедича была написана как раз в те годы, когда мирискусники переживали свой расцвет. Отсюда — и живописные занавесы, предваряющие каждую картину. На премьере эти занавесы, на которых проступали то мачты кораблей и маленькие домики с петербургских окраин, то очаровательная беседка, отражающаяся в пруду зимнего парка, то роскошный дворец княжны; так вот эти занавесы в день премьеры заслужили от восторженной публики почти столько же аплодисментов, сколько и актеры, ведущие свою виртуозную игру на их фоне.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1969
  • 70 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Игорь Владимиров
  • 1975
  • 122 мин

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1992
  • 146 мин

Театр «Современник»

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть