12+

Совсем пропащий

Приключения
1973
93 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

70-е годы ХХ века были удивительно свободным и располагающим к кинематографическим экспериментам десятилетием советской истории. Ежегодно пересматриваемые, ежедневно цитируемые, милые сердцу фильмы появились именно в этот период. Идеологические рамки уходят на второй план, и великие режиссеры — Владимир Меньшов, Эльдар Рязанов и Георгий Данелия — именно в семидесятые создают «вечные» картины.

Георгий Данелия, уже получивший известность в связи с успехом фильмов «Сережа», «Не горюй» и «Я шагаю по Москве», берется за свой шестой полнометражный фильм. Задачу он ставит не из простых. Георгий Николаевич намеревается экранизировать роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и вместе с Викторией Токаревой начинает работать над сценарием. Изначально у авторов не было желания пересказывать сюжет столь известного романа. Но после долгих раздумий о просвещенности и культурном развитии потенциальной публики творческий дуэт принимает решение как можно строже следовать основной сюжетной линии «Приключений…».

После международной премьеры картины американские критики назвали «Совсем пропащего» лучшей экранизацией Марка Твена. Немалую роль сыграла уникальная атмосфера США XIX века, воссозданная в фильме. Спустя почти сорок лет режиссер отметит, что это была самая постановочная из его работ. Съемки проходили в Литве, Латвии, на Украине и в павильонах «Мосфильма». Сцены собраны скрупулезным художественным монтажом из кусков, снятых в разное время в разных местах. Как рассказывает сам мэтр о съемках на «Миссисипи»: «На Днепре Король с Герцогом отплывают от корабля на лодке, а причаливают к пристани уже на Даугаве (река Западная Двина) в Латвии».

Название фильма и внутренние диалоги Гекльберри смещают акцент с самих «приключений» на проблематику общественного мнения как фактора несвободы. Гек испытывает невротический страх перед тем, «что скажут люди», когда узнают о его побеге с негром Джимом. Что он с ним, на одном плоту. Что он, в конце концов, так же ничтожен, как его приятель-раб по имени Джим. Стереотипы, как верные псы общественного мнения, грызут совесть мальчика, и справиться с ними удается, только доверившись сердцу. В самом начале речного путешествия Джим открывает маленькому белому другу свои цели и планы на ближайшее время. Беглый раб хочет, освободившись в северных штатах, выкупить жену и ребенка. Тогда Геку вырисовываются его собственные цели. Мальчику предстоит, пройдя череду выборов, определить стратегию становления достойным человеком и принципы, на которые он будет опираться в этом нелегком пути.

Трагикомична встреча главного героя с подростком Баком, движимым идеей кровной вражды. Бак вооружен большим ружьем с боевыми патронами и абсурдной субъективной логикой. Его жизнь, преданная идее фамильной мести, неожиданно и пугающе обрывается на глазах у Гека. Эта сцена в контексте моральных поисков главного героя приобретает качество назидания и негативного примера подчинения искусственной морально-этической конструкции.

Мотив безумия, смерти и живых мертвецов преследует Гекльберри Финна на каждом шагу. По замыслу фильм можно разделить на четыре эпизода. В каждом из них мальчику явится смерть в том или ином проявлении. Даже прямо угрожая Геку, ее визиты будут нести очищающий и поучительный характер.

Авторы смогли уместить множество сложных и глубоких смыслов в простую историю, замаскированную под детский приключенческий фильм. На берегу реки Миссисипи, на лоне еще девственной природы необжитого континента, зрителю встретятся многоликие персонажи и подробные образы удручающей повседневности.

В актерский состав вошли: Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе и Владимир Басов. Мы еще не раз встретим их и в других фильмах режиссера. Сам Данелия называет роль Герцога лучшей в карьере Кикабидзе. Колоритный грузинский акцент Бубы не подошел бы американскому аферисту позапрошлого столетия, и его заменили гармоничным дубляжем. Чернокожего Феликса Имокуэде нашли в коридорах РУДН им. Патриса Лумумбы. Интеллигентный африканец был поражен почтением, с которым к нему относились в странах Восточной Европы.

В 1974 году фильм «Совсем пропащий» участвовал в Каннском кинофестивале вместо «Зеркала» Тарковского. Картина, номинированная на «Золотую пальмовую ветвь», вернулась на родину без приза, но с восторженными отзывами иностранных критиков и зрителей.

В ролях: Роман Мадянов, Феликс Имокуэде, Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Басов, Владимир Ивашов, Ирина Скобцева, Леонид Платонов, Екатерина Верулашвили, Наталья Сайко
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна