Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1977
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 157 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Правила игры

1939 | Франция | Комедия, Драма | 106 мин.
В ролях: Жан Ренуар, Марсель Далио, Гастон Модо, Нора Грегор, Мила Парели, Полетт Дюбо, Жюльен Каретт, Одетт Талазак, Ролан Тутэн, Пьер Манье
Режисcёр: Жан Ренуар, Жак Беккер
3514
В парижском аэропорту толпа торжественно встречает авиатора Андре Жюрье: он только что совершил рекордный перелет через Атлантику. Но та, кого герой больше всех хотел впечатлить своим подвигом, не пришла его поздравить. А влюблен Жюрье в Кристину де ля Шенье, она замужем за аристократом и живет в замке. Муж Кристины, маркиз, отнесся к поклоннику супруги снисходительно, у него и самого ведь есть любовница. Кстати, маркиз как раз надумал с нею порвать и наладить отношения с женой. Есть еще друг Жюрье, Октав, который тоже неравнодушен к Кристине. Все стороны любовного многоугольника собираются в загородном поместье Шенье. Хозяева пригласили и других гостей, поохотиться на кроликов и фазанов. Все, включая слуг, имеют свои маленькие драмы. И поскольку ситуация все больше запутывается, а в доме – ружья, пусть и охотничьи – от выстрелов пострадает в итоге не только дичь.

Жан Ренуар приступил к «Правилам игры» в статусе одного из виднейших и актуальнейших режиссеров французского кино, автора «Великой иллюзии» и «Человека-Зверя». Однако после столь резонансных и эмоционально затратных фильмов режиссеру захотелось легкости. По крайней мере, в плане формы: Ренуар говорил о том, что двигателем трагедии вполне может стать и комедия. Режиссер почерпнул вдохновение у классиков, в пьесах Мариво, Бомарше и Мюссе, снабдил картину эпиграфом из «Женитьбы Фигаро», популярной музыкой Моцарта, Шопена и Штрауса, и при этом перенес действие в современность. Происходящее в «Правилах игры» могло внешне напомнить водевиль, но по собственному выражению автора, персонажи «танцевали на вулкане». Фильм снимался накануне Второй мировой и вышел на экраны всего за пару недель до начала войны. Мало кто из зрителей тогда успел увидеть то, что разглядят в картине Ренуара много позже: точное отражение состояния общества перед надвигающейся катастрофой. Кровопролитная охота в поместье выглядела как метафора, пусть на экране агонизировали лишь кролики.


Идея создателей показать предчувствие войны без явных ее примет, впрочем, не нашла понимания у многих критиков и у владельцев кинотеатров. От режиссера потребовали купюр, Ренуар нещадно искромсал свое произведение, а публика жаловалась, что чем больше вырезают из фильма, тем меньше в нем ясности. В воспоминаниях Жан Ренуар писал, что как-то застал недовольного зрителя, пытавшегося поджечь в зале газету и устроить пожар, чтоб прекратить сеанс. Оригинальная версия «Правил игры» была утрачена в годы войны во время бомбардировок и лишь в конце 1950-х синефилы-энтузиасты Жан Габори и Жак Марешаль сумели собрать по кинолабораториям подобие первоначальной копии фильма. Работу показали Жану Ренуару. Пожилой режиссер был растроган до слез и признал, что реставрированная картина почти полная, за исключением лишь одной, отнюдь не ключевой, сцены.

В 1959-м, 20 лет спустя после предвоенной премьеры, «Правила игры» были показаны на Венецианском фестивале, на этот раз – под бурные овации. Особенно полюбили фильм деятели французской «новой волны».

В многофигурной сюжетной композиции фильма каждый ведет свою партию, у каждого героя своя мотивация и своя правда. Режиссер вроде бы всех любит одинаково, и все вместе образуют хор, ансамбль – подобная структура сегодня известна не только по фильмам Роберта Олтмена вроде «Госфорд-парка», но и по телесериалам и реалити-шоу. Не случайно один из больших поклонников «Правил игры», режиссер Франсуа Трюффо, отнюдь не в шутку говорил, что фильм Ренуара нужно бы смотреть каждый день, проверяя, не случилось ли там чего новенького.

Смотрите также

  • 1916
  • Историческое, Драма
  • Дэвид Гриффит
  • 210 мин
  • 1936
  • Комедия, Драма, Мелодрама
  • Чарльз Чаплин
  • 87 мин
  • 1942
  • Комедия
  • Эрнст Любич
  • 99 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и Елена Коренева помогают разобраться в искусстве

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

Спектакли, выставки и мастер-классы.

Подробнее

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть