Полёт над гнездом кукушки
«Я хотя бы попытался», — говорит главный герой фильма, когда ему не удается оторвать от пола здоровенный умывальник. Поставить важнейший для американского кинематографа 70-х фильм оказалось ничуть не легче, чем выбить мраморной глыбой окно психиатрической больницы.
В 1962-м, в год публикации культового романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», одного из ключевых произведений эпохи битников, права на него приобрел Кирк Дуглас — один из самых эксцентричных и непредсказуемых актеров Голливуда.
Но, несмотря на огромную популярность романа, первая попытка его адаптации — постановка пьесы на Бродвее, в которой главную роль Дуглас оставил для себя, — по сути, закончилась ничем. Несколько лет незадачливый правообладатель безуспешно пытался запустить фильм, наталкиваясь на полное равнодушие больших студий. Наконец, отчаявшись, Дуглас решил избавиться от прав на злополучный роман.
К счастью, инициативу у Дугласа-старшего перехватил его сын Майкл, который тоже мечтал экранизировать произведение Кизи. Объединив усилия с продюсером Саулом Зейнцем, он начал подбор актеров и режиссера. Выбор Милоша Формана был во многом продиктован соображениями экономии: дела у эмигранта из Чехословакии шли не очень здорово, он жил на полтора доллара в день и был готов взяться за любую работу. Притом он оказался единственным, кто на первой же встрече с продюсерами смог поделиться концепцией будущей картины.
Действие романа и фильма происходит в психиатрической больнице, отчего упоминание кукушки в названии приобретает дополнительный смысл (cuckoo по-английски также означает «псих», «шизик»). Симулирующий безумие, чтобы избежать тюремного заключения, Рэндл Макмерфи (Джек Николсон) ни в грош не ставит авторитарные порядки лечебницы. То он заводит вялых пациентов клиники, играя с ними в баскетбол, то увозит их на рыбалку, то устраивает ночной дебош с алкоголем и девочками. Хулиганские выходки Макмерфи оказывают благотворное влияние на душевнобольных, выводят их из состояния подавленности и страха. Но у старшей сестры Рэтчед (Луиза Флетчер) иной взгляд на проблему, и она не намерена мириться с беспорядком.
Обилие сильных, драматичных сцен не самоцель режиссера. Форман рассматривает больницу исключительно как метафору, а Макмерфи стал классическим архетипом героя-бунтаря, противостоящего жестокой системе и вдохновляющего на протест своего друга — индейца Вождя (главного героя романа-первоисточника).
Съемки проходили в реальной психиатрической лечебнице, пациенты которой периодически попадают в кадр. Картина спровоцировала негативные отзывы многих практикующих врачей-психиатров, указывавших на то, что Форман чрезмерно преувеличил ужасы обращения с душевнобольными. Тем не менее фильм снискал потрясающий успех как у зрителей (кассовые сборы превысили сто миллионов долларов), так и у критиков. Единственный раз за всю историю кино картина взяла пять «Оскаров» и столько же «Золотых глобусов» во всех основных номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль» (Николсон), «Лучшая женская роль» (Флетчер), «Лучший сценарий».