Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Свинарка и пастух

1941 | Семейный | 75 мин.
В ролях: Николай Крючков, Осип Абдулов, Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Никита Китаев, Елена Счастливцева, Григорий Алексеев
Режисcёр: Иван Пырьев
Производитель: Мосфильм
4047
Еще до съёмок этого фильма режиссер Иван Пырьев запомнился и полюбился зрителям фильмами «Трактористы» и «Богатая невеста». Палехская шкатулка, приобретенная им на Сельскохозяйственной выставке (сегодняшнее название – ВДНХ) вдохновила его на создание нового кинохита. На ее крышке была изображена очаровательная свинарка с поросятами, заслушавшаяся трелями привлекательного пастуха. Миловидная зарисовка легла в основу сюжета.

Знаковая сцена фильма – знакомство главных героев происходит также на Сельскохозяйственной выставке. Дагестанец и русская девушка влюбляются друг в друга с первого взгляда. Всю бурю и глубину эмоций передают Владимир Зельдин и Марина Ладынина.

Для Ладыниной роль Глаши стала любимой, в ней она видела себя саму – юную девушку, приехавшую в город из сибирского села. Пырьев, выбрав на главную роль жену, был строг и требователен к ней не меньше, чем к другим актерам. Труднее всего ей далась сцена, где Глаша должна была не только носить на руках своих подопечных, но и делать им искусственное дыхание. Для этих трогательных сцен поросят приходилось усыплять. По рассказам актрисы, не все из них смогли пережить такие манипуляции на съемках.

На роль Мусаиба актера искали довольно долго. В итоге роль досталась молодому актеру Центрального театра транспорта Владимиру Зельдину. Ассистент режиссера увидел его в роли пограничника-грузина и пригласил на пробы. Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял после того, как женский коллектив съемочной группы, отсмотрев отснятый материал, единогласно выбрал Зельдина. Своей колоритной внешностью он без труда смог пленить женщин на съёмочной площадке. Его даже не пришлось сильно гримировать. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы.

Владимир умел носить черкеску, танцевать лезгинку, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух». Зельдин наотрез отказался от помощи дублера и сам уверенно сыграл сцены, где горец лихо скакал в седле по извилистым дорогам. Как рассказывал сам актер: «Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника». Роль дагестанского пастуха стала для Зельдина ярким и успешным дебютом в кино.
Одну из лучших своих острохарактерных ролей сыграл в фильме Николай Крючков, до этого игравший героических личностей. В «Свинарке и пастухе» его герой – деревенский повеса Кузьма, всеми правдами и неправдами пытающийся жениться на Глаше. Эта роль чуть не стоила ему карьеры. «Когда я начал сниматься в этой картине, – вспоминал Крючков, – ко мне заявился «под градусом» мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже «сослать в Сибирь». А я ему в ответ пропел: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля». Утром он звонил, извинялся".

Фильма могло и не быть. Съемки начались в апреле 1941 года. Весть о начале Великой Отечественной войны застала съемочную группу, возвращавшуюся со съемок из Кабардино-Балкарии, в поезде. Иван Пырьев, не раздумывая, ушел воевать добровольцем, а Зельдин поступил в танковое училище. Но через месяц, их отозвало вышестоящее руководство, настоявшее на возобновлении съемок.

Сложно представить, что съемки на Сельскохозяйственной выставке шли во время бомбежек в первые четыре месяца войны. Съёмочной группе приходилось постоянно прятаться в бомбоубежищах.

Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Критики картину ругали, называли «деревенским балаганом». Пырьев болезненно воспринимал упрёки в идеализации действительности: «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссёров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, – это их дело… Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, «какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть».

И хотя реальность предвоенных лет действительно была далека от той, какой ее изображал Пырьев, тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни и о любви понравилась зрителям. Оптимизм ее героев внушал надежду и веру в светлое будущее, что в тот момент и требовалось. Песни из фильма, музыку к которым написал Т. Хренников, сразу после его выхода распевала вся страна.

Смотрите также

  • 1989
  • Мелодрама
  • Евгений Герасимов
  • 73 мин
  • 1976
  • Мелодрама
  • Владимир Меньшов
  • 91 мин
  • 1918
  • Драма
  • Евгений Славинский
  • 45 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть