Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1957
  • Драма
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1969
  • Приключения
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин
  • 1973
  • Драма
  • Василий Шукшин
  • 108 мин

Отец Сергий

1918 | Россия | Документальное, Драма | 76 мин.
В ролях: Иван Мозжухин, Ольга Кондорова, Владимир Гайдаров
Режисcёр: Яков Протазанов
2747

«Отец Сергий» – один из наиболее масштабных проектов немого кино. Постановку этой картины затруднял запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и духовенства. Экранизация «Отца Сергия» оказалась возможной только в середине 1917 года. Вот как вспоминает работу над фильмом один из участников съемок А. Ивановский:

«Два часа просидел я в кабинете Протазанова, знакомясь со сценарной грамотой. Кое-что я понял, скорее почувствовал. Повесть Толстого была расширена, эпизоды ее психологически расшифрованы. Появились новые сцены, которые в повести были только намечены, яснее стало, какую подлую роль сыграл «человек в ботфортах» в жизни князя Касатского. (...) Тетрадь с режиссерским сценарием тоненькая – сценарий написан каким-то телеграфным языком. В его коротких строчках заключалось взволнованное действие. Действие перебивалось, менялось, останавливалось, чтобы снова броситься вперед. Так сердце, ровно бьющееся, вдруг в волнении начинает давать перебои, замирать, а затем лихорадочно стучать.

В кабинет вошел Мозжухин. (...) Я поделился с ним своим впечатлением… Сравнение взволнованного сценарного действа с его частыми перебивками, переменой места действия и сюжетных линий с перебоями взволнованного сердца понравилось Мозжухину. (...)

В тот же день я вновь встретился с Протазановым. Разговор шел о сценарии. (...)

Он сказал, что поручает мне, «знатоку стилей», как он выразился, заботу о костюмах, мебели, аксессуарах эпохи Николая I. Он просил меня заняться организацией съемки в Кадетском корпусе. (...) Вот и день съемок. В зале выстроен старший класс кадетов, среди них князь Касатский – Мозжухин. Наш гример А.Г. Шаргалин великолепно загримировал Ивана Ильича, он казался совсем юношей и ничем не выделялся среди своих товарищей кадетов.

Протазанов приветливо поздоровался с участниками массовки, очень просто, но красочно рассказал им содержание эпизода. (...) Все было готово к съемке. Артист В. Гайдаров, исполнявший роль Николая I, загримирован великолепно. Готова и свита императора. Протазанов ходил перед строем кадетов, лукаво улыбался. Он очень остроумно подготовил начало репетиции. Неожиданно он громко скомандовал: «Смирно!» Быстро, громыхая ботфортами, вошел в сопровождении свиты Николай I. Гайдаров держался величественно: «Здорово, кадеты!» «Здравия желаем, Ваше Императорское Величество!» – дружно гаркнули в ответ кадеты. Воспитанные с детских лет в военной муштре, они ответили так, будто вошел не загримированный артист, а сам император. (...)

На следующий день на фабрике в маленьком кинозале все мы, участники первой съемки (...) смотрели сцену «в Кадетском корпусе». Доволен был не только Протазанов, но и оператор Бургасов. Во время съемки солнечные лучи падали сквозь стекла больших окон, давали блики на блестящем паркете.

Ну, а теперь, – сказал Протазанов, – возьмемся за подготовку съемок в белокаменном зале, сцены из придворного бала в присутствии императора.

Помощники наши – Мечников, Козлова, ассистент Брей – волновались: такой большой съемки на фабрике еще не было. Пришлось поработать и мне. Нужно было одеть около двухсот человек. Только балета я пригласил 40 пар! (Узнав об этом, Ермолаев поморщился.) Штатские костюмы были «онегинские», но собрать такое их количество оказалось нелегко. Помогли знакомства в костюмерных Зимина и Пинягина. Удалось достать гравюру, изображающую придворный бал, на ней очень эффектно выглядел Николай I в кавалергардском белом мундире, в чулках и бальных туфлях.

В день съемки режиссерский штат собрался к восьми часам утра в Дворянском собрании (...) к восьми также назначили явиться актерам и балету. Наконец, к двенадцати часам удалось всех загримировать и одеть. В белоколонном зале велась подготовка к съемке. Оператор Бургасов и Протазанов приуныли – осветительных приборов явно не хватало. Когда дали свет, заблестели белые колонны, пышно одетые артисты дали полонез. Зрелище было очень красиво, но только для глаза. Протазанов заглянул в окошечко киноаппарата и даже руками замахал:

– Мало света! В келье отца Сергия будет светло, а на придворном балу темно!

Появился артист Гайдаров во всем блеске кавалергардского мундира. Протазанов бросился к нему:

– Что это? А где же ботфорты? Без ботфорт нет Николая I…

Я показываю Протазанову гравюру:

– Костюм правильный, но царь должен быть в туфлях.

– Но пропал же весь вид, все накрахмаленное величие! Этот костюм не дает правильного характера! Ботфорты! Необходимы ботфорты!

Мне пришлось согласиться:

– Ботфорты – это символ…

Протазанов рассмеялся, захлопал в ладоши:

– Символ! Вот именно, символ! Вы прекрасно понимаете, но почему же вы?..

Появился в ботфортах Гайдаров, он важно прогарцевал посреди зала и был встречен аплодисментами. Протазанов дал мне хороший урок. Я раз и навсегда понял, что лучше сделать ошибку в деталях костюма, чем поступиться характеристикой исторического персонажа.

Целыми днями сидел я на съемках. Снимались келья отца Сергия, психологические сцены борьбы князя Касатского с самим собой, с верой в Бога, с соблазнами грешного мира. Протазанов и Мозжухин работали с большим вдохновением. Мозжухин нервничал, спорил, Протазанов спокойно выслушивал его возражения и очень образно и, по-моему, весьма убедительно разбивал доводы Мозжухина. Правда, иной раз Протазанов соглашался с актером, переспрашивал, просил еще раз Ивана Ильича разъяснить его предложения. (...)

Протазанов готовил меня в кинорежиссеры и заставлял пройти пути и дороги производства, заставлял меня работать и в лаборатории, и в костюмерной, и в монтажной, и даже в какой-то мере пережить актерские волнения.

И вот съемки идут к концу. Снят последний кадр! В ателье ликование. Почему-то всеми овладевает смех, и громче всех хохочет Протазанов. Мозжухин радуется, делает какие-то антраша по всему павильону. Директор Ермолаев ведет основных участников картины в ресторан «Эрмитаж». (...)

Монтаж! Новое и таинственное для меня слово. Я часто заходил в монтажную комнату. Монтажница Шура разбирала, раскладывала на столе куски отдельных сцен, большие, маленькие. (...) Необходимо их склеить в нужном порядке, чтобы получилась картина. Я помогал Шуре, привыкая на маленьком кадрике рассматривать содержание сцены, очень удивлялся, каким образом Шуре удавалось рассмотреть, как у крошечного Мозжухина шевелятся губы, чтобы именно на этом месте поставить надпись.

Наконец, у Шуры все готово. Из всех этих кусков она по режиссерскому сценарию склеила семь роликов. Я был удивлен: ролики склеены, но осталось еще огромное количество кусков, как мне объяснила Шура, не вошедших в картину эпизодов. Все эти куски разбросаны по месту действия сценария, и, как я увидел в дальнейшем, это было важно.

Утром рано пришел Протазанов. Он был мрачен, угрюм. Мы ждали в просмотровом зале. На аппарате стоял первый ролик. Посмотрев ролик, Протазанов пошел в монтажную комнату. Молча долгое время ходил по монтажной, а потом ринулся к столу. Крутил моталку, на которой стоял ролик, зорко всматривался, рвал и выкидывал куски пленки, сокращая длительность сцен. Он был в волнении, даже руки у него дрожали. Шура едва успевала склеивать новые куски. Протазанов снова бросался в просмотровый зал. Прежний ролик мне показался лучше, а новый каким-то искалеченным. Прибежал Мозжухин. Он тоже волновался, но молчал. Говорить под руку режиссеру воспрещалось, это было строгое правило. (...) Три долгих дня продолжалось это сражение с материалом картины, готовые ролики вновь перемонтировались, безжалостно рвались руками своего создателя. (...) На моих глазах совершалось новое рождение картины».


Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Новое литературное обозрение».

Смотрите также

  • 1941
  • Биографический, Военный
  • Всеволод Пудовкин
  • 104 мин
  • 1982
  • Комедия
  • Леонид Гайдай
  • 94 мин
  • 1934
  • Комедия
  • Григорий Александров
  • 90 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Вечер джаза

Прямая трансляция 25 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Деревенский водевиль

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Программа праздника на 27 мая.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Жителей и гостей города ждет более 250 мероприятий.

Подробнее

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть