Затмение
Черно-белая экзистенциальная драма «Затмение» стала третьей частью так называемой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони после «Приключения» и «Ночи». Все фильмы этого итальянского режиссера можно назвать завораживающими, но «Затмение» — лента поистине гипнотическая, наиболее отчетливо отражающая состояние душевной пустоты, неприкаянности и обреченности на одиночество.
Действие картины разворачивается неспешно. Виттория (Моника Витти), как щепка, плывет по течению. Она переживает тяжелый роман с Рикардо (Франсиско Рабаль), расстается с ним, общается с матерью, переодевается в экзотическую африканскую одежду, летит с подругой в Верону. Основное чувство, владеющее Витторией и всеми, кто ее окружает, — опустошенность. Впрочем, в этом фильме вообще никто ничего не чувствует, всем безмерно скучно и одиноко.
Девушка знакомится с биржевым маклером Пьеро (Ален Делон), воплощением ледяной красоты. Они гуляют, говорят о любви, проводят вместе ночь, но двое не становятся парой, что-то не склеивается. Договорившись встретиться на следующий день в восемь вечера на «обычном месте», никто из них не приходит на свидание. Затмение чувств.
В «Затмении» важен не сюжет (один из авторов сценария Тонино Гуэрра), а множество деталей, из которых мастер соткал свой психологический шедевр. Антониони попытался кинематографическими средствами проиллюстрировать идеи модного тогда экзистенциализма с его критикой буржуазной респектабельности. Герои Антониони — обеспеченные, молодые, красивые люди, у которых есть все, чтобы быть счастливыми, но внутренняя омертвелость не позволяет им наслаждаться своими прекрасными яхтами и дорогими автомобилями, разрушает их семьи, истощает чувства, оставляя лишь холод отчуждения и безысходности в послевкусии.
Событийность в фильме Антониони уходит на второй план, а в какой-то момент и вовсе исчезает. Главное — атмосфера. Сведены к минимуму диалоги и закадровая музыка: герои изредка перебрасываются репликами, иногда взрываются страстными, но жалкими истериками. Молчание обретает большую значимость, чем диалоги. Импульсивная Моника Витти безупречно молчит, нервно улыбается, надрывно кричит.
Лица освещены так ярко, что кажутся мертвенно-бледными, безжизненными. Улицы похожи на пустыню: они широки настолько, что человек теряется в них, идти ему некуда и незачем. Неясны и движущие героями мотивы: зритель даже после финальных титров не может быть уверен, что правильно истолковал поступки и слова и что у них вообще был какой-то смысл. Предметы превращаются в символы, не имеющие однозначной трактовки: так, брошенная Витторией в бочку с водой щепка обречена, как и главная героиня, на бесконечный бесцельный дрейф.
Иногда к трилогии Антониони, развивающей тему неопределенности и отчуждения, причисляют «Крик», предшествующий «Приключению», и «Красную пустыню» (1964), которая вышла после «Затмения», замыкая экзистенциальную пенталогию. В «Красной пустыне», где автор решил отказаться от черно-белой стилистики и подключил цвет, главную роль также сыграла Моника Витти.
Фильм «Затмение» был отмечен специальным призом жюри Каннского кинофестиваля.