Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Юность Максима

1935 | Драма | 91 мин.
В ролях: Борис Чирков, Степан Каюков, Валентина Кибардина, Михаил Тарханов, Александр Кулаков, Ирина Гошева
Режисcёр: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Производитель: Ленфильм
2105
Отрывок из книги Неи Зоркой «Кино. Театр. Литература»:

Излюбленный герой Г. Козинцева и Л. Трауберга, их «человек раздавленной эпохи», по пути от ранних картин к «Трилогии о Максиме» претерпел метаморфозу.

Он не исчез совсем, но как бы разделился в сюжете «Юности Максима» на три ипостаси. «Жили в Санкт-Петербурге за Нарвской заставой три товарища» – такова первая надпись в «Юности Максима», напоминающая зачин сказки. Молодому русскому рабочему перед революцией открывались, как получается, три возможных жизненных перспективы. В экспозиции фильма их олицетворением становятся трое неразлучных друзей с питерских заводских задворков.

Первый, красивый кудрявый силач Андрей, погиб в цеху, в аварии из-за неисправности машины – он в буквальном смысле был «раздавлен эпохой», точнее – несправедливым социальным строем.

Второй, добродушный усатый Дема, спился (чистая русская доля!), в пьяном виде ударил полицейского и был повешен. Нет, это не путь борьбы с режимом – как бы внушают нам с экрана.

Верный путь только один – в большевики, в подполье, где подготавливается пролетарская революция.

И этот путь выбрал третий товарищ, Максим.
<...>
Г.М. Козинцев неоднократно и настойчиво подчеркивал традицию «низких жанров» в «Юности Максима». Еще в 1937 году, когда работа над трилогией продолжалась, но, увы, уже в несколько ином (потребованном цензурой) направлении, он следующим образом разбирал в лекции, прочитанной студентам Всесоюзного государственного института кинематографии, первую часть «Юности Максима»:

«Начинается с того, что выходит Дема и читает монолог репризного типа. Текст такой: «Приснился мне чудный сон, будто выдали нам к празднику неразменный рубль, хоть – ешь, хоть – пей, а рубль при тебе остается. И потом ты мне приснился. Будто пошли мы с тобой на Литейный проспект невест выбирать и попали в участок. Пристав у нас рубль отобрал, а нас велел похоронить. Лежим мы с тобой в могиле и поем «Боже, царя храни!».

Дальше первое появление Максима, будущего героя: раздается крик «Кукареку!», на забор кто-то выбрасывает лохматую дворняжку, появляется Максим и в подчеркнуто эстрадной манере поет «Крутится, вертится шар голубой». Появление горничной, которую они тискают, и их уход с куплетами. Дальше сцена убегающей от мастера Наташи (девушка-подпольщица, которая носит большевистские листовки в цеха. – Н. З.): парни направляют мастера по другому пути и спасают ее. Разговор с Наташей, прокламации и французская борьба: «Прокламации – это нам не интересно, а вот Борьба!» Один изображает духовой оркестр, другой – парад борцов.

Приход в цех. Максима вызывает заведующий, и начинается разговор совершенно в духе Уленшпигеля, то есть построенный на том, что якобы туповатый парень оказывается хитрее хозяина.

Типичная фольклорная сцена. В народных сказках таких сцен сколько угодно. Дальше, после веселой сцены, вызывающей смех зрителя, когда Максим декламирует «Антона Кречета», – переключение на драму. Приходит известие о том, что убили друга. Резкое переключение с комического на трагическое... Монолог Максима в тюрьме, разговор с самим собой и пение тюремной песенки. Охранка. Комбинация трюков. Максиму говорят: «Скажи четко и разборчиво: «кукуруза». Максим говорит какую-то ерунду...»

Продолжая «распускать ткань фильма» по методике, подсказанной самим автором, мы убедимся в том, что не только репризы, аттракционы-вставки, эстрадные номера, то есть аранжировка сюжета, но и само строение сюжета значительно ближе к «пинкертоновщине», чем к реалистической жизненной истории. Подпольная деятельность большевистской партии, конспиративные квартиры, замаскированные типографии, листовки-прокламации, явки, сходки и маевки, за которыми охотится полиция и сыск, – все это смотрится на экране серией захватывающих приключений.

Начинается с упомянутого Козинцевым эпизода побега Наташи от заводского мастера-шпика – в ситуацию оказываются втянуты друзья-рабочие.

Эта отлично выполненная динамичная сцена (с необходимой для приключенческого жанра погоней за девушкой) развертывается на свалке металлического заводского лома, на кучах каких-то огромных болтов и гаек. А дополняет композицию эффектно снятый фабричный пейзаж с дымящимися трубами и железной дорогой.

Главная героиня фильма, о которой мы узнаем только то, что зовут ее Наташей и что она в большевистском подполье, круглолицая, с русским прямым пробором в гладко зачесанных темных волосах – именно она-то и является двигателем сюжета. Она – «старшая», и это она вовлекает простодушного неоперившегося Максима в большевистскую нелегальщину.

Завязывается здесь и любовь, но лишь в глубоком подтексте, без слов и признаний – поцелуй только в самом конце фильма, при прощании героев, когда Максима, уже самостоятельного подпольщика, направляют из Питера на Волгу, в рабочее Сормово.

Смотрите также

  • 1953
  • Приключения
  • Иван Лукинский
  • 48 мин
  • 1946
  • Биографический, Историческое
  • Всеволод Пудовкин
  • 93 мин
  • 1935
  • Комедия
  • Александр Птушко
  • 64 мин
Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть