Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Дерсу Узала

1975 | Япония, СССР | Приключения | 136 мин.
В ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремена, Александр Пятков, Светлана Данильченко, Дмитрий Коршиков, Суйменкул Чокморов, Михаил Бычков, В. Ласточкин, Станислав Марьин
Режисcёр: Акира Куросава
Производитель: Япония – СССР
20124
Читать: Дерсу Узала.PDF (5.61 Мб)

Книга о Дерсу Узала, по воспоминаниям тех, кто работал с Акирой Куросавой, заинтересовала японского режиссера еще в 1930-е годы. Но на заре кинокарьеры будущий классик отказался от идеи экранизации во многом потому, что понимал: снимать фильм надо непременно в тех местах, что описаны в романе.

Полудокументальное повествование по итогам путешествий по Уссурийскому краю, Приамурью, к плато Сихотэ-Алинь и истокам сибирских рек было опубликовано в начале ХХ века. Военный топограф Владимир Арсеньев отправился в 1902 году с экспедицией в Приамурье с целью составить подробную карту, изучить флору, фауну и этнографию российского Дальнего Востока. Проводником Арсеньева в уссурийской тайге стал одинокий охотник Дерсу Узала, непревзойденный следопыт, познакомивший исследователя и его спутников с законами выживания в условиях дикой природы. Дерсу называл себя по происхождению гольдом (ненцем). Ему удалось завоевать уважение и дружбу русского офицера-географа и дважды спасти его — во время урагана и при сплаве по горной реке. Пять лет спустя Арсеньев вернулся в Приамурье с новой экспедицией и увидел, что его проводник постарел и стал терять хватку. Однажды Дерсу подпустил слишком близко тигра, выстрелил, но не убил, а лишь ранил хищника. Для охотника это стало дурным предзнаменованием, он начал ощутимо терять зрение и силы. Арсеньев уговорил старика переехать в Хабаровск и жить с его семьей. Но, несмотря на заботу друзей, Дерсу так и не смог приспособиться к городскому укладу, коль скоро в большом городе нельзя построить юрту, развести костер и стрелять без того, чтобы тебя не задержала полиция.

«Наша картина расскажет о человеке, который живет среди природы, слился с ней, стал ее частью. <...>
Другая важнейшая тема <...> — это дружба между Арсеньевым и Дерсу. Эти две темы — «Человек и природа» и «Человек и человек» — будут проходить через весь фильм. Я умышленно не хочу делать картину излишне драматичной, делать акцент на приключенческой стороне сюжета. Мне просто хочется по возможности спокойно, тихо, оставляя зрителю простор для раздумий, сделать фильм о двух людях, внешне непохожих друг на друга, о том, как возникла и крепла их дружба, о мире природы, который их окружает«.

Из интервью с Акирой Куросавой, опубликованного в сборнике «Экран» (1971—1972)



Таежный житель попросился обратно, в те места, к которым привык. Арсеньев на прощание подарил Дерсу винтовку. Позже он узнает, что, по-видимому, из-за этой винтовки охотник, так и не добравшись до своего леса, был убит беглым каторжником. Вскоре и могилу Дерсу стало почти невозможно найти из-за развернувшегося в тайге строительства и лесозаготовок.

В научных кругах и географических обществах высоко оценили труды Арсеньева, но с художественной точки зрения его заметки признаны едва ли не большей ценностью. Автору удалось заострить внимание на проблеме вмешательства человека в дикую природу и создать живой, пронзительный образ того, кто обладает редким, исчезающим в условиях цивилизации умением и мудростью жить в согласии и единении с естественной средой.

Вернуться к замыслу выразить на экране этот гуманистический посыл Акире Куросаве довелось лишь в начале 1970-х, в очень непростой для него период. Коммерческие провалы его картин на родине и трудности с поиском средств на новые проекты довели режиссера до попытки самоубийства. Акира-сан не был уверен, что хочет продолжать работу в кино. Но его японским друзьям и продюсерам удалось договориться о совместной постановке с киностудией «Мосфильм». Куросава всегда с большим уважением относился к русской культуре, экранизировал Достоевского и Горького, а теперь ему выпала возможность уехать на съемки в Сибирь почти на полтора года.

«Всю природу мы снимаем исключительно на натуре. Но летом в тайге, особенно в пасмурные дни, темно. К тому же, хотя мы находились на площадке с утра до вечера, солнце все время стояло у нас почти над головой, поэтому зелень получилась довольно монотонной по цвету, порой даже неприятной, не несущей в себе чувства покоя.

Нам приходилось постоянно пользоваться зеркалами, ловить просветы в листве, отыскивать места, куда проникают солнечные лучи. Но стоило только солнцу скрыться за облаком, как все блики пропадали, зелень угасала и нам приходилось перетаскивать всю технику и искать новые точки.

С наступлением осени работа пошла живее и интереснее. Листва опала, в тайге стало светлее. Деревья приобрели разнообразную, неожиданную окраску. Жаль только, что осень здесь короткая».

Из интервью с Акирой Куросавой, опубликованного в сборнике «Экран» (1971—1972)



Соавтором сценария Куросавы к этому фильму стал знаменитый советский писатель Юрий Нагибин. Музыку к фильму написал Исаак Шварц. На роль Дерсу японский мастер выбрал тувинского актера Максима Мунзука. Арсеньева сыграл Юрий Соломин.

Картина имела большой успех в международном прокате, в том числе и кассовый, получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», главный приз Московского кинофестиваля и другие награды.


Смотрите также

  • 1930
  • Комедия, Драма, Мелодрама
  • Рене Клер
  • 96 мин
  • 1939
  • Семейный, Фильм-сказка, Приключения, Мюзикл
  • Виктор Флеминг
  • 101 мин
  • 1938
  • Драма, Мелодрама
  • Марсель Карне
  • 91 мин
Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть