Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Дерсу Узала

1975 | Япония, СССР | Приключения | 136 мин.
В ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремена, Александр Пятков, Светлана Данильченко, Дмитрий Коршиков, Суйменкул Чокморов, Михаил Бычков, В. Ласточкин, Станислав Марьин
Режисcёр: Акира Куросава
Производитель: Япония – СССР
20782
Читать: Дерсу Узала.PDF (5.61 Мб)

Книга о Дерсу Узала, по воспоминаниям тех, кто работал с Акирой Куросавой, заинтересовала японского режиссера еще в 1930-е годы. Но на заре кинокарьеры будущий классик отказался от идеи экранизации во многом потому, что понимал: снимать фильм надо непременно в тех местах, что описаны в романе.

Полудокументальное повествование по итогам путешествий по Уссурийскому краю, Приамурью, к плато Сихотэ-Алинь и истокам сибирских рек было опубликовано в начале ХХ века. Военный топограф Владимир Арсеньев отправился в 1902 году с экспедицией в Приамурье с целью составить подробную карту, изучить флору, фауну и этнографию российского Дальнего Востока. Проводником Арсеньева в уссурийской тайге стал одинокий охотник Дерсу Узала, непревзойденный следопыт, познакомивший исследователя и его спутников с законами выживания в условиях дикой природы. Дерсу называл себя по происхождению гольдом (ненцем). Ему удалось завоевать уважение и дружбу русского офицера-географа и дважды спасти его — во время урагана и при сплаве по горной реке. Пять лет спустя Арсеньев вернулся в Приамурье с новой экспедицией и увидел, что его проводник постарел и стал терять хватку. Однажды Дерсу подпустил слишком близко тигра, выстрелил, но не убил, а лишь ранил хищника. Для охотника это стало дурным предзнаменованием, он начал ощутимо терять зрение и силы. Арсеньев уговорил старика переехать в Хабаровск и жить с его семьей. Но, несмотря на заботу друзей, Дерсу так и не смог приспособиться к городскому укладу, коль скоро в большом городе нельзя построить юрту, развести костер и стрелять без того, чтобы тебя не задержала полиция.

«Наша картина расскажет о человеке, который живет среди природы, слился с ней, стал ее частью. <...>
Другая важнейшая тема <...> — это дружба между Арсеньевым и Дерсу. Эти две темы — «Человек и природа» и «Человек и человек» — будут проходить через весь фильм. Я умышленно не хочу делать картину излишне драматичной, делать акцент на приключенческой стороне сюжета. Мне просто хочется по возможности спокойно, тихо, оставляя зрителю простор для раздумий, сделать фильм о двух людях, внешне непохожих друг на друга, о том, как возникла и крепла их дружба, о мире природы, который их окружает«.

Из интервью с Акирой Куросавой, опубликованного в сборнике «Экран» (1971—1972)



Таежный житель попросился обратно, в те места, к которым привык. Арсеньев на прощание подарил Дерсу винтовку. Позже он узнает, что, по-видимому, из-за этой винтовки охотник, так и не добравшись до своего леса, был убит беглым каторжником. Вскоре и могилу Дерсу стало почти невозможно найти из-за развернувшегося в тайге строительства и лесозаготовок.

В научных кругах и географических обществах высоко оценили труды Арсеньева, но с художественной точки зрения его заметки признаны едва ли не большей ценностью. Автору удалось заострить внимание на проблеме вмешательства человека в дикую природу и создать живой, пронзительный образ того, кто обладает редким, исчезающим в условиях цивилизации умением и мудростью жить в согласии и единении с естественной средой.

Вернуться к замыслу выразить на экране этот гуманистический посыл Акире Куросаве довелось лишь в начале 1970-х, в очень непростой для него период. Коммерческие провалы его картин на родине и трудности с поиском средств на новые проекты довели режиссера до попытки самоубийства. Акира-сан не был уверен, что хочет продолжать работу в кино. Но его японским друзьям и продюсерам удалось договориться о совместной постановке с киностудией «Мосфильм». Куросава всегда с большим уважением относился к русской культуре, экранизировал Достоевского и Горького, а теперь ему выпала возможность уехать на съемки в Сибирь почти на полтора года.

«Всю природу мы снимаем исключительно на натуре. Но летом в тайге, особенно в пасмурные дни, темно. К тому же, хотя мы находились на площадке с утра до вечера, солнце все время стояло у нас почти над головой, поэтому зелень получилась довольно монотонной по цвету, порой даже неприятной, не несущей в себе чувства покоя.

Нам приходилось постоянно пользоваться зеркалами, ловить просветы в листве, отыскивать места, куда проникают солнечные лучи. Но стоило только солнцу скрыться за облаком, как все блики пропадали, зелень угасала и нам приходилось перетаскивать всю технику и искать новые точки.

С наступлением осени работа пошла живее и интереснее. Листва опала, в тайге стало светлее. Деревья приобрели разнообразную, неожиданную окраску. Жаль только, что осень здесь короткая».

Из интервью с Акирой Куросавой, опубликованного в сборнике «Экран» (1971—1972)



Соавтором сценария Куросавы к этому фильму стал знаменитый советский писатель Юрий Нагибин. Музыку к фильму написал Исаак Шварц. На роль Дерсу японский мастер выбрал тувинского актера Максима Мунзука. Арсеньева сыграл Юрий Соломин.

Картина имела большой успех в международном прокате, в том числе и кассовый, получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», главный приз Московского кинофестиваля и другие награды.


Смотрите также

  • 1914
  • Приключения, Историческое
  • Джованни Пастроне
  • 66 мин
  • 1930
  • Военный, Историческое, Драма
  • Льюис Майлстоун
  • 101 мин
  • 1939
  • Комедия, Драма
  • Жан Ренуар
  • 106 мин
Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Новая интерпретация комедии Николая Гоголя от театра Александра Калягина.

Подробнее

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть