Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Аэлита

1924 | Драма | 81 мин.
В ролях: Игорь Ильинский, Юлия Солнцева, Николай Баталов, Вера Орлова, Михаил Жаров, Николай Церетелли
Режисcёр: Яков Протазанов
Производитель: «Межрабпом-Русь»
5355
ОСОБЕННОСТИ ФИЛЬМА

Фильм «Аэлита» — это первая советская кинофантастика. Фильм смелый уже потому, что создание чего-то принципиально нового всегда требует большого мужества от создателя. Фантастическая комедия на тему освоения Марса — это был очень смелый кинематографический ход опытного на тот момент режиссера, который только-только вернулся из эмиграции.

Фильму предшествовала беспрецедентная и, пожалуй, первая в истории отечественного кинематографа рекламная кампания, которая длилась почти шесть месяцев. Реклама давалась в газетах на первых полосах по принципу постепенного погружения зрителя в атмосферу фильма. Сначала просто загадочные слова: «АНТА... ОДЭЛИ... УТА...» — без всяких пояснений. Затем эти слова дополнялись загадочными информационными слоганами: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы...» И уже перед самой премьерой подключившаяся к рекламе газета «Правда» графически раскрывала секрет, погружая заранее будущих зрителей в атмосферу фильма: «Анта...одЭЛИ... уТА».

А погружаться было во что. Хотя весь актерский состав состоял сплошь из дебютантов: впервые снимались Игорь Ильинский (детектив Кравцов), Николай Баталов (солдат Гусев), Николай Церетелли (инженер Лось, вторая роль — инженер Спиридонов), Юлия Солнцева (Аэлита), Константин Эггерт (Тускуб — владыка Марса), Юрий Завадский (Гор — хранитель энергии Марса) и другие. Только Машу — невесту, а потом жену красноармейца Гусева, играла опытная киноактриса Вера Орлова. Но это не помешало режиссеру в прямом смысле слова открыть этих артистов для кинематографа. Пришедшие из разных театральных школ, они вместе составили палитру образов.


СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

«Аэлита» — это первый фильм, снятый с невероятным размахом. Съемки велись на фабрике «Межрабпом-Русь» операторами Юрием Желябужским и специально приглашенным из Германии Эмилем Шюнеманом. Для страны, только-только начинающей поднимать голову из разрухи Гражданской войны, это были немыслимые расходы.

Режиссеру предлагали ввести в фильм мультипликационные сцены, но на это Яков Протазанов не пошел, хотя уже были подготовлены эскизы.

Для декораций предполагалось выстроить настоящий марсианский город, и уже даже был готов макет, но у киностудии, как это часто бывает, не оказалось денег, и пришлось ограничиться более скромными декорациями, созданными Сергеем Козловским по первоначальным эскизам.

Особого внимания заслуживают костюмы марсиан, выполненные известной художницей-авангардисткой Александрой Экстер, которые представляют самостоятельный интерес для искусствоведов.

Премьера фильма состоялась в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс». Так как «Аэлита» — немой фильм, то его показ сопровождался специально написанной музыкой композитора Владимира Кручинина. И несмотря на полные залы и оглушительный успех, в ходатайстве о вывозе фильма за границу режиссеру было отказано. Критика приняла «Аэлиту» чрезвычайно холодно, назвав картину попыткой угодить зрителям капиталистических стран. Но за рубежом фильм стал общепризнанной классикой, уступив со временем лишь «Солярису» Андрея Тарковского.


Лекция о фильме «Аэлита»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лекторы: кинокритик Наталья Яковлева, режиссер Саша Франк.

Смотрите также

  • 1976
  • Драма, Мелодрама
  • Динара Асанова
  • 93 мин
  • 1950
  • Военный, Драма
  • Константин Юдин
  • 104 мин
  • 1936
  • Драма
  • Яков Протазанов
  • 82 мин
Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Звезда «Карнавала» Ирина Муравьева

Актриса, покорившая мир

Мастер жанровой живописи Владимир Маковский

Картины ректора Императорской Академии художеств

Семнадцатилетняя художница Надя Рушева

Первый иллюстратор «Мастера и Маргариты»

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Сходить на показ японского авторского кино, посетить выставку или посмотреть спектакль.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Портал «Культура.РФ» подобрал самые интересные события Москвы на этих выходных.

Подробнее

Совместный проект ГМИИ имени Пушкина и испанского фонда La Caixa откроется в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть