Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1957
  • Драма, История
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1969
  • Приключения, История, начало XX века
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин
  • 1973
  • Драма, Социальная тематика
  • Василий Шукшин
  • 108 мин

2001 год: Космическая одиссея

1968 | Фантастика | 146 мин.
В ролях: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Битти Шон, Маргарет Тайзэк, Дуглас Рэйн
Режисcёр: Стэнли Кубрик

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

2551

Существует легенда, что Стэнли Кубрик хотел застраховать «Космическую Одиссею» на случай, если инопланетный разум установит контакт с человечеством прежде, чем будет завершена работа над фильмом. А сцена приземления на Луну из первой половины картины казалась настолько реалистичной, что многие до сих пор верят: Нил Армстронг не летал на Луну, а только снялся в постановке полета. И снимал его Кубрик.


Сюжет «Одиссеи» посвящен путешествию космического корабля на Юпитер. На планете обнаружен таинственный черный монолит, источник невероятной энергии: миллионы лет назад подобный артефакт научил приматов пользоваться орудиями труда, запустив процесс эволюции человека. Какие новые открытия таит в себе черный камень? Чтобы узнать это, астронавтам нужно сперва добраться до Юпитера. Между тем у суперкомпьютера HAL 9000 сложилось собственное мнение как о целях экспедиции, так и о допустимых потерях в личном составе.


К написанию сценария Кубрик привлек одного из популярнейших фантастов того времени Артура Чарльза Кларка. Главную задачу авторы видели в том, чтобы поставить в фильме как можно больше вопросов и дать на них как можно меньше ответов (ради этого Кубрик выбросил из итоговой версии картины целых 19 минут).


Режиссер стремился добиться невероятной реалистичности. В работе над интерьером космического корабля, как и в разработке отдельных технологических узлов, принимали участие специалисты NASA. А сложные комбинированные съемки, имитировавшие межзвездный полет, до сих пор считаются непревзойденными по качеству. Работа над фильмом заняла около четырех лет.


Поначалу зрители приняли «Одиссею» довольно прохладно. И немудрено: первое слово в фильме звучит через двадцать минут после начала, десять минут из них занимает та самая сцена посадки на Луну – без единого звука, только музыка Чайковского. Финал картины тоже абсолютно бессловесен – одно причудливое видение сменяет другое, в итоге оставляя зрителя перед очередной загадкой без решения. Но публике, похоже, понравилось удивляться и недоумевать: «Одиссея» стала сначала одним из самых обсуждаемых, а потом и одним из самых успешных релизов года (картину посмотрели около 40 млн человек).


Из наград Кубрик получил «Оскар» только за спецэффекты (единственный в карьере режиссера). Зато в 1991 году фильм будет внесен в Национальный реестр США, а Американский институт кино назовет «Одиссею» лучшей научно-фантастической картиной в истории Голливуда. В этом рейтинге Кубрик обошел свой же «Заводной апельсин».


За последующие десятилетия космическую тематику в кино много раз переосмысливали, скрещивая с героическим эпосом («Звездные войны» Джорджа Лукаса), семейным фильмом («Инопланетянин» Стивена Спилберга), экшен («Армагеддон» Майкла Бэя), фильмом ужасов («Чужой» Ридли Скотта). Но «Одиссея» по-прежнему остается уникальной в своем роде. Многие детали в фильме – от кабельного телевидения до айпадов – со временем перешли из области фантастики в область повседневности и быта. А взбунтовавшийся против своих создателей HAL 9000 стал идейным вдохновителем всех будущих скайнетов, альтронов и агентов Смитов. Даже в новом «Интерстелларе» Кристофер Нолан отдал дань уважения опус-магнум Кубрика: саркастический робот TARS – этакий положительный антипод своего излишне рационального прародителя.


«Космическая Одиссея» по праву считается величайшим творением в выдающейся фильмографии Кубрика. Образчик жанра научной фантастики. Космическая опера. Философский трактат о природе человека и его месте во Вселенной. Технологическое чудо, благодаря которому кинематограф совершил прорыв на несколько световых лет вперед.



Смотрите также

  • 1976
  • Драма
  • Анджей Вайда
  • 165 мин
  • 1937
  • Военный, Драма
  • Жан Ренуар
  • 114 мин
  • 1957
  • Драма
  • Федерико Феллини
  • 118 мин
Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

На фестивале «Интермузей» обсудили музеи будущего.

Подробнее

Встречи «Вокзал мечты» будут проходить раз в месяц.

Подробнее

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Самые интересные события столицы в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события культурной столицы в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть