Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

2001 год: Космическая одиссея

1968 | Фантастика | 146 мин.
В ролях: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Битти Шон, Маргарет Тайзэк, Дуглас Рэйн
Режисcёр: Стэнли Кубрик

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

2508

Существует легенда, что Стэнли Кубрик хотел застраховать «Космическую Одиссею» на случай, если инопланетный разум установит контакт с человечеством прежде, чем будет завершена работа над фильмом. А сцена приземления на Луну из первой половины картины казалась настолько реалистичной, что многие до сих пор верят: Нил Армстронг не летал на Луну, а только снялся в постановке полета. И снимал его Кубрик.


Сюжет «Одиссеи» посвящен путешествию космического корабля на Юпитер. На планете обнаружен таинственный черный монолит, источник невероятной энергии: миллионы лет назад подобный артефакт научил приматов пользоваться орудиями труда, запустив процесс эволюции человека. Какие новые открытия таит в себе черный камень? Чтобы узнать это, астронавтам нужно сперва добраться до Юпитера. Между тем у суперкомпьютера HAL 9000 сложилось собственное мнение как о целях экспедиции, так и о допустимых потерях в личном составе.


К написанию сценария Кубрик привлек одного из популярнейших фантастов того времени Артура Чарльза Кларка. Главную задачу авторы видели в том, чтобы поставить в фильме как можно больше вопросов и дать на них как можно меньше ответов (ради этого Кубрик выбросил из итоговой версии картины целых 19 минут).


Режиссер стремился добиться невероятной реалистичности. В работе над интерьером космического корабля, как и в разработке отдельных технологических узлов, принимали участие специалисты NASA. А сложные комбинированные съемки, имитировавшие межзвездный полет, до сих пор считаются непревзойденными по качеству. Работа над фильмом заняла около четырех лет.


Поначалу зрители приняли «Одиссею» довольно прохладно. И немудрено: первое слово в фильме звучит через двадцать минут после начала, десять минут из них занимает та самая сцена посадки на Луну – без единого звука, только музыка Чайковского. Финал картины тоже абсолютно бессловесен – одно причудливое видение сменяет другое, в итоге оставляя зрителя перед очередной загадкой без решения. Но публике, похоже, понравилось удивляться и недоумевать: «Одиссея» стала сначала одним из самых обсуждаемых, а потом и одним из самых успешных релизов года (картину посмотрели около 40 млн человек).


Из наград Кубрик получил «Оскар» только за спецэффекты (единственный в карьере режиссера). Зато в 1991 году фильм будет внесен в Национальный реестр США, а Американский институт кино назовет «Одиссею» лучшей научно-фантастической картиной в истории Голливуда. В этом рейтинге Кубрик обошел свой же «Заводной апельсин».


За последующие десятилетия космическую тематику в кино много раз переосмысливали, скрещивая с героическим эпосом («Звездные войны» Джорджа Лукаса), семейным фильмом («Инопланетянин» Стивена Спилберга), экшен («Армагеддон» Майкла Бэя), фильмом ужасов («Чужой» Ридли Скотта). Но «Одиссея» по-прежнему остается уникальной в своем роде. Многие детали в фильме – от кабельного телевидения до айпадов – со временем перешли из области фантастики в область повседневности и быта. А взбунтовавшийся против своих создателей HAL 9000 стал идейным вдохновителем всех будущих скайнетов, альтронов и агентов Смитов. Даже в новом «Интерстелларе» Кристофер Нолан отдал дань уважения опус-магнум Кубрика: саркастический робот TARS – этакий положительный антипод своего излишне рационального прародителя.


«Космическая Одиссея» по праву считается величайшим творением в выдающейся фильмографии Кубрика. Образчик жанра научной фантастики. Космическая опера. Философский трактат о природе человека и его месте во Вселенной. Технологическое чудо, благодаря которому кинематограф совершил прорыв на несколько световых лет вперед.



Смотрите также

  • 1963
  • Драма
  • Лукино Висконти
  • 185 мин
  • 1945
  • Драма
  • Роберто Росселлини
  • 103 мин
  • 1967
  • Драма
  • Артур Пенн
  • 111 мин
Прямая трансляция 28 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Оркестр Московской филармонии, Александр Сладковский, Борис Березовский

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть