Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1977
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 157 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Мать

1926 | СССР | Драма | 87 мин.
В ролях: Вера Барановская, Николай Баталов, Иван Коваль-Самборский, Анна Земцова, Александр Чистяков, Всеволод Пудовкин, Александр Савицкий
Режисcёр: Всеволод Пудовкин
Производитель: «Межрабпом-Русь»
2593
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжет этого фильма позаимствован сценаристом Натаном Зархи из романа Максима Горького «Мать», но превращен скорее в пропагандистский политизированный кинороман, мало что осталось от сюжетной канвы романа. Даже в центральных титрах указано, что «тема заимствована у М. Горького», и это полностью соответствует действительности. Зархи постарался сделать сюжет более пластичным, менее нуждающимся в словах и при этом более психологичным, так сам образ матери был сильно изменен. В произведении Горького она изначально сознательная революционерка и большевичка, а в сценарии Зархи зритель может увидеть душевный надлом героини и мучительный поиск истины.

Сам замысел экранизировать горьковский роман принадлежал руководителю литературного отдела кинокомпании «Межрабпом-Русь» Николаю Эфросу. Эфрос ставил перед собой скорее административные цели, чем творческие, и основной целью было привлечь в зарождающееся советское киноискусство выдающихся театральных актеров. По замыслу Эфроса снимать картину должен был Юрий Желябужский, а центральным персонажем должен был стать Власов-отец, воплощенный актером Игорем Москвиным. Но Москвин категорически отказался играть врага народа, пьяницу и черносотенца Власова. В 1925 году, когда началась работа над картиной, согласие на такую роль могло не пройти даром, и Москвин испугался. Потеряв для задуманной экранизации такого актера как Игорь Москвин, Эфрос решил поменять и режиссера. И он предложил поставить картину молодому Всеволоду Пудовкину.

Пудовкин был новичком на киностудии. Он видел развитие кино совершенно по-другому, полагая, что современное искусство требует свежих лиц и современных сценариев, тем не менее за работу принялся с энтузиазмом.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

Ключевым персонажем Пудовкин сделал не отца, а мать Власова — Ниловну. Для исполнения этой роли он пригласил неизвестную актрису Веру Барановскую, проигнорировав рекомендованную киностудией актрису Малого театра Марию Блюменталь-Тамарину. Роль отца Власова была сделана второстепенной и предложена профессиональному спортсмену, чемпиону Российской империи по метанию молота Александру Чистякову. Именно с этой роли началась успешная карьера Чистякова в качестве артиста.

На роль революционера Власова кандидатура была всего одна — артиста МХТ Николая Баталова. Этот актер стал своего рода подарком для молодого режиссера. Позже Пудовкин не раз вспоминал ту совместную работу: «Работа Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания».

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Большая часть съемок фильма проходила в Москве. В кадре можно увидеть замечательную Москву 1920-х годов — Голицынскую (Первую Градскую) больницу, знаменитую фабрику «Трехгорка» и многое другое.

Для съемки сцены ледохода вся группа отправилась в Ярославль на Волгу. В первых дублях Николай Баталов сам выходил на лед, несмотря на категорический запрет режиссера, и только с большими пререканиями уступил в конце концов место дублеру.

Разгон демонстрации снимали в Твери. Оплаченная киностудией массовка составляла всего 200 человек... Этого было явно недостаточно, и тогда Пудовкин обратился к рабочим местных фабрик и заводов — так массовки набралось более 1000 человек.


КИНОНАГРАДЫ

Фильм вышел в прокат 11 октября 1926 года и стал одним из выдающихся произведений советского кинематографа 1920-х годов. В 1935 году картина была отреставрирована и озвучена, а уже в 1958 году — вошла в число 12 лучших фильмов мира.

Лекция о фильме «Мать»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лекторы: кинокритик Николай Изволов, режиссер Роман Каменский.

Смотрите также

  • 1969
  • Приключения
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин
  • 1936
  • Приключения
  • Сергей Герасимов
  • 90 мин
  • 1963
  • Военный, Драма
  • Александр Столпер
  • 201 мин
Прямая трансляция 26 марта, в 14:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Денис Лотоев. Цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…»

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Мероприятия, посвященные Дню театра.

Подробнее

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Фестивали, встречи и лекции в регионах России.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть