Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1957
  • Драма, История
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1969
  • Приключения, История, начало XX века
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин
  • 1973
  • Драма, Социальная тематика
  • Василий Шукшин
  • 108 мин

Мать

1926 | СССР | Драма, Литература, История, начало XX века | 87 мин.
В ролях: Вера Барановская, Николай Баталов, Иван Коваль-Самборский, Анна Земцова, Александр Чистяков, Всеволод Пудовкин, Александр Савицкий
Режисcёр: Всеволод Пудовкин
Производитель: «Межрабпом-Русь»
2767
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжет этого фильма позаимствован сценаристом Натаном Зархи из романа Максима Горького «Мать», но превращен скорее в пропагандистский политизированный кинороман, мало что осталось от сюжетной канвы романа. Даже в центральных титрах указано, что «тема заимствована у М. Горького», и это полностью соответствует действительности. Зархи постарался сделать сюжет более пластичным, менее нуждающимся в словах и при этом более психологичным, так сам образ матери был сильно изменен. В произведении Горького она изначально сознательная революционерка и большевичка, а в сценарии Зархи зритель может увидеть душевный надлом героини и мучительный поиск истины.

Сам замысел экранизировать горьковский роман принадлежал руководителю литературного отдела кинокомпании «Межрабпом-Русь» Николаю Эфросу. Эфрос ставил перед собой скорее административные цели, чем творческие, и основной целью было привлечь в зарождающееся советское киноискусство выдающихся театральных актеров. По замыслу Эфроса снимать картину должен был Юрий Желябужский, а центральным персонажем должен был стать Власов-отец, воплощенный актером Игорем Москвиным. Но Москвин категорически отказался играть врага народа, пьяницу и черносотенца Власова. В 1925 году, когда началась работа над картиной, согласие на такую роль могло не пройти даром, и Москвин испугался. Потеряв для задуманной экранизации такого актера как Игорь Москвин, Эфрос решил поменять и режиссера. И он предложил поставить картину молодому Всеволоду Пудовкину.

Пудовкин был новичком на киностудии. Он видел развитие кино совершенно по-другому, полагая, что современное искусство требует свежих лиц и современных сценариев, тем не менее за работу принялся с энтузиазмом.

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

Ключевым персонажем Пудовкин сделал не отца, а мать Власова — Ниловну. Для исполнения этой роли он пригласил неизвестную актрису Веру Барановскую, проигнорировав рекомендованную киностудией актрису Малого театра Марию Блюменталь-Тамарину. Роль отца Власова была сделана второстепенной и предложена профессиональному спортсмену, чемпиону Российской империи по метанию молота Александру Чистякову. Именно с этой роли началась успешная карьера Чистякова в качестве артиста.

На роль революционера Власова кандидатура была всего одна — артиста МХТ Николая Баталова. Этот актер стал своего рода подарком для молодого режиссера. Позже Пудовкин не раз вспоминал ту совместную работу: «Работа Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Всё дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания».

ОСОБЕННОСТИ СЪЕМОК

Большая часть съемок фильма проходила в Москве. В кадре можно увидеть замечательную Москву 1920-х годов — Голицынскую (Первую Градскую) больницу, знаменитую фабрику «Трехгорка» и многое другое.

Для съемки сцены ледохода вся группа отправилась в Ярославль на Волгу. В первых дублях Николай Баталов сам выходил на лед, несмотря на категорический запрет режиссера, и только с большими пререканиями уступил в конце концов место дублеру.

Разгон демонстрации снимали в Твери. Оплаченная киностудией массовка составляла всего 200 человек... Этого было явно недостаточно, и тогда Пудовкин обратился к рабочим местных фабрик и заводов — так массовки набралось более 1000 человек.


КИНОНАГРАДЫ

Фильм вышел в прокат 11 октября 1926 года и стал одним из выдающихся произведений советского кинематографа 1920-х годов. В 1935 году картина была отреставрирована и озвучена, а уже в 1958 году — вошла в число 12 лучших фильмов мира.

Лекция о фильме «Мать»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 12 мин

Лекторы: кинокритик Николай Изволов, режиссер Роман Каменский.

Смотрите также

  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин
  • 1972
  • Военный, Драма
  • Станислав Ростоцкий
  • 160 мин
  • 1969
  • Мелодрама, Литература, экранизации
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

На фестивале «Интермузей» обсудили музеи будущего.

Подробнее

Встречи «Вокзал мечты» будут проходить раз в месяц.

Подробнее

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Самые интересные события столицы в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события культурной столицы в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть