Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Сказка о глупом мышонке

1940 | Сказка | 14 мин.
Режисcёр: Михаил Цехановский
7901
Рисованный мультфильм, снятый по мотивам одноименной сказки Самуила Маршака. Любопытно, что и свой мультипликационный дебют «Почта» режиссер Цехановский снял в 1926 году именно по стихотворению Маршака. К слову, «Почта» была первым советским цветным и первым звуковым (версия 1930 года) мультфильмом.

В истории о глупом мышонке Цехановский экранизировал только первую часть, которая у Маршака продолжается «Сказкой об умном мышонке», в итоге аниматору пришлось изменить и оригинальную концовку.
Мультфильм был создан в эпоху увлечения аниматоров работами Уолта Диснея, поклонником которых был сам Сталин. В сказке Цехановского это влияние заметно меньше, чем в творчестве его коллег, что выгодно отличает «Мышонка...» от других советских рисованных фильмов.

Музыку к короткометражке написал сам Дмитрий Шостакович. «Сказка о глупом мышонке» стала одной из последних работ анимационной студии «Ленфильма», которая во время войны была расформирована и влилась в «Союзмультфильм».

Гинзбург С.Рисованный и кукольный фильм: Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. Москва, 1957

«В этой картине... удачны были графические характеристики и движение персонажей, интересно цветовое решение. Однако найти верное драматургическое прочтение сказки Маршака Цехановский так и не сумел. Сюжет сказки был в значительной степени испорчен режиссерскими «отсебятинами», которые ни в коей мере не помогали переводу повествования в действие. Совершенно неудовлетворительным было озвучание фильма: интонации реплик и пение персонажей не соответствовали их поведению и изобразительной характеристике. Так, страшная для мышонка лошадь почему-то пела в фильме сладчайшим тенором.

И в этой картине, вновь показав себя выдающимся художником рисованной кинематографии, Цехановский не смог соответственно проявить себя и как кинодраматург (он был автором сценарной переработки сказки), и как кинорежиссер».

Иванов-Вано И. Кадр за кадром. Москва, 1980

«Михаил Михайлович понимал, что мультипликация – особый вид киноискусства, в котором драматургия, музыка, слово и выразительная игра рисованного персонажа рождают в синтезе новое художественное качество, как и в большой художественной кинематографии. Он не заставлял свои рисованные персонажи только двигаться на плоскости экрана, а добивался от них прежде всего выразительного поведения, образной игры согласно драматургическим коллизиям, заключенным в сценарии фильма. Он одним из первых понял, как важна для качества мультипликационного фильма хорошая литературная основа. Он не считал, что мультипликация должна быть только смешной, «мурзилочной», как он любил повторять, но она может быть и язвительной, гротесковой, остросатирической и даже трагедийной».

Лана Азарх «Главы из будущей книги»:

«Михаил Михайлович Цехановский (студийное Мих-Мих) работал на «Мультфильме». Держался он подчеркнуто отчужденно, не смешиваясь с «толпой», мог пошутить ехидно, а иногда и зло. До войны он сделал прекрасный фильм «Почта». Повторенный в 1964 году, он потерял всю свою прелесть. Мне кажется, что Цехановский, начинавший свой творческий путь очень «лево», потом как-то сломался. Тому много примеров среди художников. Не всем хватало мужества оставаться самим собой. Фильмы, сделанные Цехановским в соцреалистической манере, очень холодны и рассудочны. Сам Михаил Михайлович был хорошим художником, графиком ленинградской школы, и потому непонятно его увлечение методом «эклера». Этот метод расцвел в 50-е годы. Заключался он в том, что актера снимали в гриме и костюме на пленку, ее отдавали мультипликатору, и он, работая на проекционном столе, точно переводил движения живого актера в рисунок. Особенно «эклер» практиковался при создании положительных героев. Увлечение им было данью времени. В дальнейшем съемка актера стала служить только как подсобный материал для работы мультипликатора. Цехановский дольше всех держался за «эклер». В его фильме «Сказка о рыбаке и рыбке» старик – Б. Чирков и старуха – А. Зуева настолько натуралистичны и так детально переведены в мультипликат, что смотрятся абсолютно безжизненными и антихудожественными. То же относится к его фильмам «Царевна-лягушка» и «Каштанка», где он снимал живую собаку. Лягушку Мих-Мих все-таки доверил делать мультипликаторам без «эклера».

Смотрите также

  • 1933
  • Сказка
  • Берт Джилетт
  • 8 мин
  • 1982
  • Семейный
  • Инесса Ковалевская
  • 11 мин
  • 2004
  • Семейный
  • Константин Бронзит
  • 79 мин
Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть