Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Сказка о глупом мышонке

1940 | Сказка | 14 мин.
Режисcёр: Михаил Цехановский
7342
Рисованный мультфильм, снятый по мотивам одноименной сказки Самуила Маршака. Любопытно, что и свой мультипликационный дебют «Почта» режиссер Цехановский снял в 1926 году именно по стихотворению Маршака. К слову, «Почта» была первым советским цветным и первым звуковым (версия 1930 года) мультфильмом.

В истории о глупом мышонке Цехановский экранизировал только первую часть, которая у Маршака продолжается «Сказкой об умном мышонке», в итоге аниматору пришлось изменить и оригинальную концовку.
Мультфильм был создан в эпоху увлечения аниматоров работами Уолта Диснея, поклонником которых был сам Сталин. В сказке Цехановского это влияние заметно меньше, чем в творчестве его коллег, что выгодно отличает «Мышонка...» от других советских рисованных фильмов.

Музыку к короткометражке написал сам Дмитрий Шостакович. «Сказка о глупом мышонке» стала одной из последних работ анимационной студии «Ленфильма», которая во время войны была расформирована и влилась в «Союзмультфильм».

Гинзбург С.Рисованный и кукольный фильм: Очерки развития советской мультипликационной кинематографии. Москва, 1957

«В этой картине... удачны были графические характеристики и движение персонажей, интересно цветовое решение. Однако найти верное драматургическое прочтение сказки Маршака Цехановский так и не сумел. Сюжет сказки был в значительной степени испорчен режиссерскими «отсебятинами», которые ни в коей мере не помогали переводу повествования в действие. Совершенно неудовлетворительным было озвучание фильма: интонации реплик и пение персонажей не соответствовали их поведению и изобразительной характеристике. Так, страшная для мышонка лошадь почему-то пела в фильме сладчайшим тенором.

И в этой картине, вновь показав себя выдающимся художником рисованной кинематографии, Цехановский не смог соответственно проявить себя и как кинодраматург (он был автором сценарной переработки сказки), и как кинорежиссер».

Иванов-Вано И. Кадр за кадром. Москва, 1980

«Михаил Михайлович понимал, что мультипликация – особый вид киноискусства, в котором драматургия, музыка, слово и выразительная игра рисованного персонажа рождают в синтезе новое художественное качество, как и в большой художественной кинематографии. Он не заставлял свои рисованные персонажи только двигаться на плоскости экрана, а добивался от них прежде всего выразительного поведения, образной игры согласно драматургическим коллизиям, заключенным в сценарии фильма. Он одним из первых понял, как важна для качества мультипликационного фильма хорошая литературная основа. Он не считал, что мультипликация должна быть только смешной, «мурзилочной», как он любил повторять, но она может быть и язвительной, гротесковой, остросатирической и даже трагедийной».

Лана Азарх «Главы из будущей книги»:

«Михаил Михайлович Цехановский (студийное Мих-Мих) работал на «Мультфильме». Держался он подчеркнуто отчужденно, не смешиваясь с «толпой», мог пошутить ехидно, а иногда и зло. До войны он сделал прекрасный фильм «Почта». Повторенный в 1964 году, он потерял всю свою прелесть. Мне кажется, что Цехановский, начинавший свой творческий путь очень «лево», потом как-то сломался. Тому много примеров среди художников. Не всем хватало мужества оставаться самим собой. Фильмы, сделанные Цехановским в соцреалистической манере, очень холодны и рассудочны. Сам Михаил Михайлович был хорошим художником, графиком ленинградской школы, и потому непонятно его увлечение методом «эклера». Этот метод расцвел в 50-е годы. Заключался он в том, что актера снимали в гриме и костюме на пленку, ее отдавали мультипликатору, и он, работая на проекционном столе, точно переводил движения живого актера в рисунок. Особенно «эклер» практиковался при создании положительных героев. Увлечение им было данью времени. В дальнейшем съемка актера стала служить только как подсобный материал для работы мультипликатора. Цехановский дольше всех держался за «эклер». В его фильме «Сказка о рыбаке и рыбке» старик – Б. Чирков и старуха – А. Зуева настолько натуралистичны и так детально переведены в мультипликат, что смотрятся абсолютно безжизненными и антихудожественными. То же относится к его фильмам «Царевна-лягушка» и «Каштанка», где он снимал живую собаку. Лягушку Мих-Мих все-таки доверил делать мультипликаторам без «эклера».

Смотрите также

  • 2008
  • Семейный
  • Вероника Фёдорова
  • 3 мин
  • 2014
  • Семейный
  • Мария Соснина
  • 7 мин
  • 2012
  • Семейный
  • Анастасия Головань
  • 5 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть