Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Путешествие на Луну

1902 | Франция | Фантастика, Приключения | 16 мин.
В ролях: Жуль-Юджин Легри, Виктор Андре, Блёэтт Бернон, Брюнне, Жанна д’Альси, Анри Деланнуа, Депьерр, Фаржо, Кельм, Жорж Мельес
Режисcёр: Жорж Мельес
20411
«Путешествие на Луну» (1902) француза Жоржа Мельеса по праву считается первым в истории кино научно-фантастическим фильмом, а самого режиссера можно без преувеличения назвать основоположником игрового кино. Сюжет этой, во многом комической и пародийной ленты объединяет в себе знаменитые романы «От земли до Луны» (1894) Жюля Верна и «Первые люди на Луне» (1895) Герберта Уэллса.


Ученые-энтузиасты строят ракету, которая выстрелом из огромной пушки отправляется в путешествие к загадочному спутнику Земли. На Луне астронавты сначала любуются видом на Землю, обозревают созвездия, чуть не погибают от снежной бури и оказываются в Долине кратеров. На дне лунного кратера на них нападают селениты – коренные жители Луны. Земляне становятся их узниками. В последний момент им чудом удается сбежать, отыскать свой корабль и покинуть Луну. Их ракета стремительно падает в океан, но, побывав на морском дне, путешественникам удается спастись. Триумфальное возвращение ученых отмечают с большой торжественностью – маршем, парадом, народными гуляньями.

Жорж Мельес до прихода в кино был иллюзионистом и фокусником. В «Путешествии на Луну» он продемонстрировал художественные возможности кинематографа, способного объединить фантазию театральных декораций и технические приемы, разработанные еще его предшественницей – фотографией.

При помощи костюмов и декораций Мельес играет со стилями. Астрономы у него показаны как алхимики и безумцы, они встречаются в замке, на головах у них остроконечные шляпы. Строительство же снаряда-ракеты на огромном заводе изображено в стиле пугающего индустриального модерна. Мельес в этом фильме и сценарист, и художник, и разработчик спецэффектов, и продюсер, а также один из актеров.

Мельес упорно отказывался снимать на натуре. Для своих фильмов он строил огромные макеты, которые, так же как и костюмы героев, создает с большой изобретательностью и выдумкой. Большое внимание он уделяет актерской игре, в условиях немого кино беря за основу пантомиму.

На своей студии «Старфилм» в Монтрэ Жорж Мельес осваивает спецэффекты в кино. Он использует эффект «волшебного превращения» или «исчезновения», подменяя один предмет другим или вовсе убирая его во время остановки съемки. К трюкам Мельеса, почерпнутым из искусства фотографии, относят его широкое применение двойной экспозиции, размножения изображения, каширования. Активно использовал Мельес и трюк с ускоренной и замедленной протяжкой пленки, а также монтаж внутри сцены. Хрестоматийной сценой в истории кино стал эпизод, когда снаряд с астронавтами врезается прямо в глаз Луны, заставляя ее лик морщиться от боли. Мельес решил это просто: он подставил сразу после полета макет Луны с врезавшейся ракетой. Все это произвело на публику невероятное впечатление. Фильм «Путешествие на Луну» имел оглушительный успех, его посмотрела вся Европа. Но шло время, подход к производству кино, прокату стремительно менялся. Мельес был художником и новатором, а не дельцом. Возможно, поэтому мастер иллюзии кино вскоре разорился и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров в Париже.

До 2002 года финальный фрагмент «Путешествия на Луну» (торжественная встреча астронавтов) считался утраченным. В 2003 году на Порденонском фестивале немых фильмов была показана случайно обнаруженная во Франции полная версия фильма. Она не только включала в себя этот фрагмент, но также была раскрашена вручную. Таким образом, Мельес задолго до рождения цвета в кино пытался сделать свой фильм цветным. За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почетного легиона, а его биография положена в основу фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011).
Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса.

Смотрите также

  • 1936
  • Комедия, Драма, Мелодрама
  • Чарльз Чаплин
  • 87 мин
  • 1940
  • Драма
  • Джон Форд
  • 129 мин
  • 1941
  • Боевик
  • Джон Хьюстон
  • 100 мин
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть