18+

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Литература, экранизации
1980
136 мин
СССР
2 серии
Начать просмотр
Серия 1

Не следует рассчитывать, что экранизация романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» полностью совпадет с литературным текстом. Авторы сценария Александр Адабашьян и Никита Михалков не только не включили множество персонажей из окружения Обломова и Штольца, но и предложили свой взгляд на полемику «западников» и «славянофилов», которые происходили в середине 19 века. Так что, для полного восприятия кинофильма, необходимо прочитать и сам роман.

Экранизация радует визуальным совершенством. Зимние и летние пейзажи, интерьеры городского и деревенского быта, красивые наряды Ольги Сергеевны. В постановочной команде одни из лучших профессионалов «Мосфильма» — оператор Павел Лебешев, художники Александр Адабашьян и Александр Самулекин, художник по костюмам Майя Абар-Барановская.

Некоторые недостающие звенья в сюжете восполняет комментарий за кадром, который спокойной интонацией читает Анатолий Ромашин и музыка Эдуарда Артемьева.

В киноверсии авторы менее критичны к заглавному герою. В их версии помещик Илья Ильич Обломов вовсе не бездельник. Да, он ленив, но не отвечает на чувства Ольги не из-за трусости, а только из-за внутренней чистоты. Он рассказывает Ольге о своей связи с природой, с родными местами… Поэтому зря его ждет Штольц в Париже… Андрей Штольц полная противоположность Обломову и чувствуется весьма ироничное отношение к его прагматизму, к его ясной программе жизнедеятельности.

Экранизация 1980 года предвосхитила, что спор между «делателей» и, говоря современным языком, «дауншифтеров» будет продолжаться и сегодня, в 21 веке. Так ли победительны современные менеджеры? Так ли заслуживают порицания те, кто отказывается выстраивать карьеру и стремится к успеху? И почему в финале плачет Ольга и звучит фрагмент из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова под названием «Ныне отпущаеши»?

Особенности

Фильм снимался в деревне Сенькино Серпуховского района Московской области.

Авторы о фильме

Никита Михалков: «…Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность…».

Александр Адабашьян: «Много лет мы снимали фильмы одной компанией — Михалков, оператор Павел Лебешев, художники Саша Самулекин и я, композитор Эдуард Артемьев, артисты Елена Соловей, Юрий Богатырев и другие. Не менялись даже водитель и кладовщик. Была такая общность, почти семья… Никита обожал снимать Богатырева. Он начал снимать того еще студентом и считал, можно сказать, своим талисманом… В фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Юра неожиданно для всех переродился в абсолютного своего антипода Штольца. Он стал и говорить, и двигаться по-другому. В нем появилась какая-то резкость даже в повседневной жизни…

… Андрей Попов, игравший у нас лакея Захара в «Обломове…», все отказывался бриться налысо, что было необходимо, потому что монтюр — накладная лысина — в кино всегда заметен. А Попов — замечательно красивый, высокий, с благородной сединой, с чудным бархатным голосом, он вечно играл деятелей культуры, профессоров, депутатов Верховного Совета, героев соцтруда… И вдруг такое предложение.

Мы думали, что он откажется играть характерную роль, но он с восторгом, как всякий настоящий артист, схватился за новую для себя работу! Вот только бриться не желал. Тогда Никита подбил нас с ассистентом по актерам Сережей Артамоновым на авантюру. Велел гримерше Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов нас увидел и тяжело вздохнул. Говорит Ире: «Ладно, пойдем бриться». А она: «Не надо, у меня все с собой». И не успел он опомниться, достала машинку…».

Елена Соловей: «Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…

…Как-то у меня не ладилась работа в «Обломове», сняли сцену, а я была недовольна, подошла к Михалкову и сказала: «Мне кажется, сцена не получилась: плохо сыграла». Он ответил: «Ну хорошо, посмотрим на экране», понимая, что дело это деликатное, непростое, и я могу ошибиться, и он. Мы смотрим. Если он соглашается, что сцена получилась неубедительной, она переснимается (такое у нас бывало не раз). Но если она полностью отвечает его художественному замыслу, концепции, то он как автор волен все оставить как есть. Он имеет на это полное право.[…]».

(«Такое встречается не часто. Никита Михалков». Сб. М., 1989).

Критика

Валентин Михалкович: «Герой фильма — не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры — и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой — вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности… штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».

Контекст

Михаил Пришвин: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя.

Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России».

В 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина).

Награды и призы

1980 — МКФ в Оксфорде:

Приз Никите Михалкову «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру

Приз Павлу Лебешеву «Серебряный щит Оксфорда» за лучшую операторскую работу

Приз Елене Соловей «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной женской роли

Приз Олегу Табакову «Серебряный щит Оксфорда» за лучшее исполнение главной мужской роли

1981 — Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.

1982 — Международная неделя авторских фильмов в Бенальмадене
Первый приз (Никита Михалков)

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Лектор: Агния Кузнецова, Александр Шпагин, Авангард Леонтьев.

Писатель: Иван Гончаров
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна