Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Последний император

1987 | Италия, Китай, Великобритания, Франция | Драма | 166 мин.
В ролях: Джон Лоун, Джоан Чэнь, Питер О’Тул, Ин Жочэн, Виктор Вонг, Деннис Дун, Рюити Сакамото, Мэгги Хань, Рик Янг, Вивиан Ву
Режисcёр: Бернардо Бертолуччи

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

2303

Биография последнего императора Китая Ай Син Гиоро Пу И (1906–1967). Повествование ведется нелинейно. В первых кадрах фильма мы встречаем Пу И уже в зрелом возрасте – он заключенный в китайской тюрьме, его обвиняют в шпионаже, допрашивают. Через воспоминания Пу И мы узнаем о его детстве: как его увезли от матери и поселили в императорском дворце. Он, маленький мальчик, стал императором Китая, хотя власть его не распространялась за пределы Запретного города. Воспитание Пу И получил от английского гувернера Джонстона, ставшего со временем ближайшим другом императора. Пу И взрослеет и терпит одно несчастье за другим. Его лишают трона, потом изгоняют из дворца вместе с женами. Он переезжает на территорию японцев, принимает от них титул императора марионеточного государства Маньчжоу-Го под фактическим руководством Японии. После поражения Японии в войне арестован советскими войсками. Несмотря на все превратности судьбы, всю свою жизнь Пу И следует заветам Джонстона, стараясь во всем быть «джентльменом» – фактически рыцарем.

«Последний император» – масштабный проект Бернардо Бертолуччи, ориентированный на западную аудиторию, хотя и снятый в Китае. В нем порядка 60 героев первого плана. 19 000 статистов массовки. Основная декорация – более 100 гектаров. Плюс съемки в настоящем Запретном городе, дворце императора с его 9999 комнатами. Фильм награжден девятью «Оскарами»: лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, работа оператора, работа художника, дизайн костюмов, звук, монтаж, музыка, был успешен в мировом прокате.

Критики, однако, отнеслись к фильму скептично. Они указывали на талант Бертолуччи в работе с камерными сценами и на его беспомощность при создании эпизодов с массовкой, костюмами и изощренным движением камеры. Фильм порицали за то, что почти за три часа экранного времени тайна Пу И как личности так и не была раскрыта и что до конца непонятно, чем ощущение Пу И как императора отличались от его ощущений в старости, когда он работал садовником. Взгляд на Китай вообще показался критикам слишком западным. Не стоило, говорили они, ездить в Китай, чтобы снять такую картину. Бертолуччи также вменяли в вину то, что он не решил политические загадки, которые оставил в своих мемуарах реальный Пу И: насколько велика в действительности была власть императора, к каким событиям в Китае он имел непосредственное отношение, насколько далеко зашло его сотрудничество с японцами, из-за которого Пу И подозревали в шпионаже? Фактически фильм обвиняли в том, что это очень качественный блокбастер, а не произведение искусства, которое можно было бы ожидать от великого режиссера.

У «Последнего императора» было и немало сторонников. Они считали, что Бертолуччи как раз и хотел оставить Китай и его низвергнутого императора большой загадкой, а не делать вид, что он все понял и расшифровал в одном отдельно взятом фильме. Замечали авторское начало во взгляде на природу китайского коммунизма: он в картине существует не как нечто чужеродное по отношению к традициям Китая, но, напротив, целиком вписан в китайскую культуру, в нем есть даже нечто общее с конфуцианством: речь о преемственности идеи о необходимости исправления и совершенствования человека. В отличие от западных стран, считает Бертолуччи, Китай не слишком изменился после революции. Следует также отметить, что император показан в фильме человеком, который знал, что от него никогда ничего не зависело, поэтому он философски, отстраненно относился как к судьбе своей страны, так и к собственной, судьбе маленького человека, которого обстоятельства помещали то в огромный замок, то в маленькую тюремную камеру.

 

 

Смотрите также

  • 1924
  • Драма
  • Фридрих-Вильгельм Мурнау
  • 101 мин
  • 1938
  • Драма, Мелодрама
  • Марсель Карне
  • 91 мин
Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Выставка «Лаврушинский, 17» проходит в Государственном музее А.С. Пушкина до 29 января 2017-го.

Подробнее

Под конец Года кино обрел свой дом Государственный центральный Музей кино.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть