Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Амадей

1984 | США | Драма | 153 мин.
В ролях: Том Халс, Ф. Мюррэй Абрахам, Элизабет Берридж, Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, Кристин Эберсоул, Джеффри Джонс, Чарльз Кей, Кеннет МакМиллан, Кенни Бейкер
Режисcёр: Милош Форман

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

1606

Самый крупный кинематографический успех чешского режиссера Милоша Формана в Голливуде. Фильм получил восемь статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм (всего картина собрала множество премий на разных фестивалях). Для сравнения, другой культовый фильм Формана, вышедший девятью годами ранее, – экранизация одноименного романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» – был отмечен «только» пятью «Оскарами».


«Амадей» – переложение на язык кино одноименной пьесы Питера Шеффера (он же выступил в роли автора сценария), которая, в свою очередь, является вольной интерпретацией хрестоматийной драмы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Действие фильма разворачивается в Вене XVIII века. Антонио Сальери (Фарид Мюррей Абрахам) – капельмейстер при дворе императора Иосифа II. Он обласкан властью, пользуется неизменным уважением других композиторов, вполне доволен своей жизнью и благодарен Богу за щедро ниспосылаемые ему дары.


Встреча с Моцартом (Том Халс) переворачивает судьбу Сальери. Ему не дает покоя гений беспечного, чрезвычайно инфантильного и крайне легкомысленного вундеркинда, который тем не менее играючи творит поистине восхитительную музыку. Глубоко религиозный Сальери не понимает, за что Господь, которому он всю жизнь преданно служил, посвящая свои творения, обделил его талантом, отдав божественный дар «гуляке праздному». Снедаемый завистью, Сальери решает погубить выскочку.


На самом деле музыковеды и историки до сих пор не нашли ни одного подтверждения причастности Сальери к смерти Моцарта. Наоборот, при жизни у придворного композитора едва ли нашлись бы причины рассматривать юное дарование в качестве соперника. У Сальери было множество почитателей, а также учеников, в том числе Бетховен, Шуберт, Лист. Но живучесть мифу обеспечила глубина конфликта, заложенного Пушкиным и развитого Форманом. «Амадей» не просто история соперничества двух композиторов, гения и посредственности, а виртуозно рассказанная притча о природе дара, о том, что «дух веет, где хочет», о взаимоотношениях художника и Бога, о противостоянии свободы и несвободы, сытого обывательского существования и порыва. Тема стихийного бунта, заявленная Форманом в «Пролетая над гнездом кукушки», продолжена в «Амадее» (действие пролога и эпилога происходит в больнице для умалишенных, где Сальери доживает свои дни, исповедуя священнику поступки тридцатилетней давности). Вдохновленный пушкинской «маленькой трагедией» Форман максимально драматизировал и заострил замысел русского классика.


Моцарт в исполнении Тома Халса (в качестве претендента на эту роль рассматривался также Мэл Гибсон), который в течение четырех месяцев перед съемками упражнялся в игре на фортепиано, – эгоистичный вечный ребенок с раздражающим смехом – деталь, взятая режиссером из воспоминаний современников композитора. Но главное действующее лицо драмы, вопреки названию фильма, все-таки Сальери. Не зря воплотивший этот персонаж Ф. Мюррей Абрахам выиграл у Халса актерскую дуэль, забрав «Оскара» в номинации за лучшую мужскую роль. Именно его герой отвечает в фильме за психологический накал – сомнения, муки совести и пороки.


Форман максимально скрупулезно воспроизвел быт и приметы эпохи (фильм был удостоен высшей кинематографической награды за лучшие декорации и лучшие костюмы). Все происходящее на экране выглядит максимально достоверно, хотя Вену XVIII века режиссер снимал в родной Праге. Венские площади, дворцы и улочки заменила столица Чехии 80-х годов. Наконец, картина буквально наполнена музыкой. Кроме сочинений самого Моцарта (от оперы «Дон Жуан» до гипнотического «Реквиема»), фильм украсила оригинальная музыка Джона Штраусса, который позднее получит за свою работу премию Американской академии звукозаписи «Грэмми».



Смотрите также

  • 1976
  • Драма
  • Анджей Вайда
  • 165 мин
  • 1923
  • Военный, Боевик, Комедия, Мелодрама
  • Фред С. Ньюмайер
  • 70 мин
  • 1931
  • Комедия
  • Чарльз Спенсер Чаплин
  • 87 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть