Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Амадей

1984 | США | Драма | 153 мин.
В ролях: Том Халс, Ф. Мюррэй Абрахам, Элизабет Берридж, Рой Дотрис, Саймон Кэллоу, Кристин Эберсоул, Джеффри Джонс, Чарльз Кей, Кеннет МакМиллан, Кенни Бейкер
Режисcёр: Милош Форман

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

1706

Самый крупный кинематографический успех чешского режиссера Милоша Формана в Голливуде. Фильм получил восемь статуэток «Оскар», включая награду за лучший фильм (всего картина собрала множество премий на разных фестивалях). Для сравнения, другой культовый фильм Формана, вышедший девятью годами ранее, – экранизация одноименного романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» – был отмечен «только» пятью «Оскарами».


«Амадей» – переложение на язык кино одноименной пьесы Питера Шеффера (он же выступил в роли автора сценария), которая, в свою очередь, является вольной интерпретацией хрестоматийной драмы Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». Действие фильма разворачивается в Вене XVIII века. Антонио Сальери (Фарид Мюррей Абрахам) – капельмейстер при дворе императора Иосифа II. Он обласкан властью, пользуется неизменным уважением других композиторов, вполне доволен своей жизнью и благодарен Богу за щедро ниспосылаемые ему дары.


Встреча с Моцартом (Том Халс) переворачивает судьбу Сальери. Ему не дает покоя гений беспечного, чрезвычайно инфантильного и крайне легкомысленного вундеркинда, который тем не менее играючи творит поистине восхитительную музыку. Глубоко религиозный Сальери не понимает, за что Господь, которому он всю жизнь преданно служил, посвящая свои творения, обделил его талантом, отдав божественный дар «гуляке праздному». Снедаемый завистью, Сальери решает погубить выскочку.


На самом деле музыковеды и историки до сих пор не нашли ни одного подтверждения причастности Сальери к смерти Моцарта. Наоборот, при жизни у придворного композитора едва ли нашлись бы причины рассматривать юное дарование в качестве соперника. У Сальери было множество почитателей, а также учеников, в том числе Бетховен, Шуберт, Лист. Но живучесть мифу обеспечила глубина конфликта, заложенного Пушкиным и развитого Форманом. «Амадей» не просто история соперничества двух композиторов, гения и посредственности, а виртуозно рассказанная притча о природе дара, о том, что «дух веет, где хочет», о взаимоотношениях художника и Бога, о противостоянии свободы и несвободы, сытого обывательского существования и порыва. Тема стихийного бунта, заявленная Форманом в «Пролетая над гнездом кукушки», продолжена в «Амадее» (действие пролога и эпилога происходит в больнице для умалишенных, где Сальери доживает свои дни, исповедуя священнику поступки тридцатилетней давности). Вдохновленный пушкинской «маленькой трагедией» Форман максимально драматизировал и заострил замысел русского классика.


Моцарт в исполнении Тома Халса (в качестве претендента на эту роль рассматривался также Мэл Гибсон), который в течение четырех месяцев перед съемками упражнялся в игре на фортепиано, – эгоистичный вечный ребенок с раздражающим смехом – деталь, взятая режиссером из воспоминаний современников композитора. Но главное действующее лицо драмы, вопреки названию фильма, все-таки Сальери. Не зря воплотивший этот персонаж Ф. Мюррей Абрахам выиграл у Халса актерскую дуэль, забрав «Оскара» в номинации за лучшую мужскую роль. Именно его герой отвечает в фильме за психологический накал – сомнения, муки совести и пороки.


Форман максимально скрупулезно воспроизвел быт и приметы эпохи (фильм был удостоен высшей кинематографической награды за лучшие декорации и лучшие костюмы). Все происходящее на экране выглядит максимально достоверно, хотя Вену XVIII века режиссер снимал в родной Праге. Венские площади, дворцы и улочки заменила столица Чехии 80-х годов. Наконец, картина буквально наполнена музыкой. Кроме сочинений самого Моцарта (от оперы «Дон Жуан» до гипнотического «Реквиема»), фильм украсила оригинальная музыка Джона Штраусса, который позднее получит за свою работу премию Американской академии звукозаписи «Грэмми».



Смотрите также

  • 1957
  • Драма
  • Федерико Феллини
  • 118 мин
  • 1930
  • Военный, Историческое, Драма
  • Льюис Майлстоун
  • 101 мин
  • 1950
  • Драма
  • Акира Куросава
  • 88 мин
Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть