Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Бег

1970 | Драма | 196 мин.
В ролях: Евгений Евстигнеев , Олег Ефремов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Владимир Заманский, Алексей Баталов, Николай Олялин, Михаил Глузский, Татьяна Ткач, Людмила Савельева
Режисcёр: Александр Алов, Владимир Наумов
Производитель: «Мосфильм»
10958
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

Экранизировать Булгакова очень непросто. Его своеобразный писательский стиль очень трудно превратить в визуальный ряд. И тем не менее попытки экранизации его произведений никогда не прекращались. Среди них есть удачные и неудачные, по одному произведению или по нескольким, но фильм «Бег» занимает среди всех особенное место. Во-первых, к пьесе Булгакова «Бег», хотя она и не была официально запрещена, обращаться кинорежиссерам и сценаристам не рекомендовалось. Во-вторых, консультантом фильма была жена Михаила Булгакова — Елена Сергеевна, которая настолько срослась с творчеством мужа, что давно уже мыслила, как он. Она и помогла режиссеру Александру Алову привнести в картину неповторимый булгаковский дух. Для большего понимания отображаемой эпохи всей съемочной группе даже был организован закрытый показ запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» режиссера Дэвида Лина.

Название фильма неоднократно менялось, так как с самого начала было принято решение сделать некий синтез многих знаковых произведений Булгакова. Были такие варианты, как «Сны о России» и «Путь в бездну». Но в конце концов авторы сценария решили оставить оригинальное название. Так появился сценарий фильма «Бег».

СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Достаточно трудоемким оказался подбор актеров. Проводились долгие и изнурительные кинопробы для главных и второстепенных ролей, эпизодических, и даже артисты массовых сцен требовали утверждения. Съемочная группа должна была внимательно посмотреть на всех предполагаемых персонажей, очень была важна психофизика актеров, их внешность, сами лица, соответствующие тональности и настроению эпохи.

Именно такой подход позволил режиссеру увидеть молодого актера из Омска Владислава Дворжецкого, который снялся в роли генерала Хлудова. Совсем без проб были утверждены только два актера — Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов.


География съемок настолько широка, что даже сложно перечислить те места, где побывала съемочная группа — и в Звенигороде, и в Волгограде, и в Москве.

Константинопольские сюжеты снимались частично в Молдавии, частично в мосфильмовских декорациях, при этом общие планы Стамбула пришлось снимать тайком. Так как съемочная группа ездила по туристической визе, то и камерой могла пользоваться только туристической, ручной, при этом разрешения на съемку не имела. Вот и пришлось украдкой снимать виды города на любительскую видеокамеру.

Побывала группа и в Париже, где герою Ульянова пришлось пройтись по городу в кальсонах. Каково же было изумление режиссера и оператора, когда они поняли, что парижан совсем не волнует, в каком виде по улицам идет человек.

Немало труда было потрачено на съемки небольшого эпизода с тараканьими бегами. Тараканы упрямо не хотели бежать по прямой линии. Не помогали ни нанятые дрессировщики, никакие ухищрения, пока кто-то не вспомнил, что больше всего тараканы боятся света, и в конце каждой из дорожек поставили коробочку, обитую черной тканью. Усатые бегуны опрометью бросались от света софитов в спасительную тень, не меняя траектории, что и было надо режиссеру.

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

После просмотра фильма председатель Госкино возмутился и заявил, что у режиссеров получилась совершенно белогвардейская картина, которую нельзя показывать советскому человеку. И даже несмотря на то, что на дворе стоял 1970 год, премьеру картины отменили. Но фильм на полку не попал. Есть легенда, согласно которой картину спасло обычное дворовое домино, в которое неплохо играли Владимир Наумов и Михаил Ульянов. Оказавшись случайными партнерами в игре с членами политбюро, которые играли на «проси, что хочешь», друзья живо обставили партийных работников и добились премьеры фильма. И уже в 1971 году фильм «Бег» вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

Лекция о фильме «Бег»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 11 мин

Лекторы: кинокритики Антон Долин и Александр Шпагин.

Смотрите также

  • 1966
  • Драма
  • Лариса Шепитько
  • 81 мин
  • 1966
  • Семейный, Комедия, Мюзикл
  • Ролан Быков
  • 93 мин
  • 1974
  • Драма
  • Андрей Тарковский
  • 102 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть