Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Бег

1970 | СССР | Драма | 196 мин.
В ролях: Евгений Евстигнеев , Олег Ефремов, Владислав Дворжецкий, Михаил Ульянов, Владимир Заманский, Алексей Баталов, Николай Олялин, Михаил Глузский, Татьяна Ткач, Людмила Савельева
Режисcёр: Александр Алов, Владимир Наумов
Производитель: «Мосфильм»
12028
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

Экранизировать Булгакова очень непросто. Его своеобразный писательский стиль очень трудно превратить в визуальный ряд. И тем не менее попытки экранизации его произведений никогда не прекращались. Среди них есть удачные и неудачные, по одному произведению или по нескольким, но фильм «Бег» занимает среди всех особенное место. Во-первых, к пьесе Булгакова «Бег», хотя она и не была официально запрещена, обращаться кинорежиссерам и сценаристам не рекомендовалось. Во-вторых, консультантом фильма была жена Михаила Булгакова — Елена Сергеевна, которая настолько срослась с творчеством мужа, что давно уже мыслила, как он. Она и помогла режиссеру Александру Алову привнести в картину неповторимый булгаковский дух. Для большего понимания отображаемой эпохи всей съемочной группе даже был организован закрытый показ запрещенного в СССР фильма «Доктор Живаго» режиссера Дэвида Лина.

Название фильма неоднократно менялось, так как с самого начала было принято решение сделать некий синтез многих знаковых произведений Булгакова. Были такие варианты, как «Сны о России» и «Путь в бездну». Но в конце концов авторы сценария решили оставить оригинальное название. Так появился сценарий фильма «Бег».

СЪЕМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Достаточно трудоемким оказался подбор актеров. Проводились долгие и изнурительные кинопробы для главных и второстепенных ролей, эпизодических, и даже артисты массовых сцен требовали утверждения. Съемочная группа должна была внимательно посмотреть на всех предполагаемых персонажей, очень была важна психофизика актеров, их внешность, сами лица, соответствующие тональности и настроению эпохи.

Именно такой подход позволил режиссеру увидеть молодого актера из Омска Владислава Дворжецкого, который снялся в роли генерала Хлудова. Совсем без проб были утверждены только два актера — Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов.


География съемок настолько широка, что даже сложно перечислить те места, где побывала съемочная группа — и в Звенигороде, и в Волгограде, и в Москве.

Константинопольские сюжеты снимались частично в Молдавии, частично в мосфильмовских декорациях, при этом общие планы Стамбула пришлось снимать тайком. Так как съемочная группа ездила по туристической визе, то и камерой могла пользоваться только туристической, ручной, при этом разрешения на съемку не имела. Вот и пришлось украдкой снимать виды города на любительскую видеокамеру.

Побывала группа и в Париже, где герою Ульянова пришлось пройтись по городу в кальсонах. Каково же было изумление режиссера и оператора, когда они поняли, что парижан совсем не волнует, в каком виде по улицам идет человек.

Немало труда было потрачено на съемки небольшого эпизода с тараканьими бегами. Тараканы упрямо не хотели бежать по прямой линии. Не помогали ни нанятые дрессировщики, никакие ухищрения, пока кто-то не вспомнил, что больше всего тараканы боятся света, и в конце каждой из дорожек поставили коробочку, обитую черной тканью. Усатые бегуны опрометью бросались от света софитов в спасительную тень, не меняя траектории, что и было надо режиссеру.

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

После просмотра фильма председатель Госкино возмутился и заявил, что у режиссеров получилась совершенно белогвардейская картина, которую нельзя показывать советскому человеку. И даже несмотря на то, что на дворе стоял 1970 год, премьеру картины отменили. Но фильм на полку не попал. Есть легенда, согласно которой картину спасло обычное дворовое домино, в которое неплохо играли Владимир Наумов и Михаил Ульянов. Оказавшись случайными партнерами в игре с членами политбюро, которые играли на «проси, что хочешь», друзья живо обставили партийных работников и добились премьеры фильма. И уже в 1971 году фильм «Бег» вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

Лекция о фильме «Бег»

  • 2016
  • Гуманитарные
  • 11 мин

Лекторы: кинокритики Антон Долин и Александр Шпагин.

Смотрите также

  • 1966
  • Комедия
  • Геннадий Полока
  • 103 мин
  • 1963
  • Военный, Драма
  • Александр Столпер
  • 201 мин
  • 1957
  • Драма
  • Михаил Калатозов
  • 93 мин
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть