Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 2012
  • Драма
  • Сергей Урсуляк
  • 465 мин
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин

Лицо со шрамом

1932 | США | Боевик, Драма | 93 мин.
В ролях: Пол Муни, Энн Дворак, Карен Морли, Осгуд Перкинс, Джордж Рафт
Режисcёр: Ховард Хоукс, Ричард Россон
5247
Шедевр Ховарда Хоукса интересен и как памятник кино, и как почти хроникальный документ эпохи. «Лицо со шрамом» – это реакция американского кинематографа на разгул преступности в стране в годы Великой депрессии. Описанные в фильме события – история карьерного взлета гангстера Тони Камонте.

Начальные титры ленты предваряют слова, написанные на черном фоне: «Этот фильм – приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма – потребовать у правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять? Правительство страны – ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять?»

В главном герое Тони Камонте (Пол Муни) без труда угадывается фигура легендарного гангстера 20–30-х годов прошлого века, лидера организованной преступности в Чикаго, чье имя неразрывно связано с периодом Великой депрессии, – Аль Капоне. Хотя Бен Хект, работавший, до того как стать одним из самых успешных и востребованных сценаристов классического Голливуда, репортером криминальной хроники, утверждал, что на самом деле вдохновлялся биографиями совсем других гангстеров. А знаменитый шрам, наподобие украшавшего лицо Аль Капоне, появился у главного персонажа из маркетинговых соображений – так было проще привлечь зрителей в кино.

По сути, Хоукс впустил на экран реальную жизнь улиц – со всей ее грязью и запредельным насилием – в противовес лицемерию и бессилию государства, которое в это время безуспешно боролось с мафией. Более того, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла в 1930 году кодекс Хейса, этический свод законов Голливуда, запрещающий в том числе изображать в кино преступления и преступников так, чтобы они вызывали симпатию у зрителей. Именно этому кодексу фильм обязан двухлетней задержкой перед выходом в прокат, а также некоторым цензурным изменениям и подзаголовком «Позор нации» (видимо, чтобы у зрителей не осталось сомнений относительно того, кто именно в этом фильме плохой парень).

Вместе с нестабильной экономической ситуацией в стране и спровоцированной ею социальной катастрофой фильм Хоукса совпал с очередной технологической революцией – в кино только что пришел звук. Так что Пол Муни, воплотивший образ Тони Камонте, стал одним из первых, кто сложил вместе все три компонента, необходимых идеальному кинозлодею: запоминающуюся внешность (шрам), колкие фразы («Послушай, малыш, в этом бизнесе есть только один закон, которому ты должен следовать, чтобы избежать неприятностей: делай все первым, делай самостоятельно и не останавливайся») и, наконец, грохот выстрелов (Тони орудует автоматом Томпсона, который в шутку называет «печатной машинкой»).

Кроме звуковых спецэффектов, фильм содержит рекордное количество визуальных образов, ставших классикой. В частности, картина начинается со сложнейшего двухминутного эпизода, снятого без единой монтажной склейки. Тони Камонте тенью подкрадывается к последнему оставшемуся в живых боссу мафии и парой выстрелов развязывает настоящую войну.
Тем не менее самому Капоне фильм пришелся по душе, по слухам, он держал дома собственную копию.

Продюсером фильма стал Говард Хьюз, о судьбе которого много лет спустя Мартин Скорсезе снимет «Авиатора» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. В 1983 году Брайан де Пальма сделал ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.

Смотрите также

  • 1931
  • Комедия
  • Чарльз Спенсер Чаплин
  • 87 мин
  • 1923
  • Комедия
  • Бастер Китон
  • 111 мин
  • 1916
  • Историческое, Драма
  • Дэвид Гриффит
  • 210 мин
Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть