Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Лицо со шрамом

1932 | США | Боевик, Драма | 93 мин.
В ролях: Пол Муни, Энн Дворак, Карен Морли, Осгуд Перкинс, Джордж Рафт
Режисcёр: Ховард Хоукс, Ричард Россон
5081
Шедевр Ховарда Хоукса интересен и как памятник кино, и как почти хроникальный документ эпохи. «Лицо со шрамом» – это реакция американского кинематографа на разгул преступности в стране в годы Великой депрессии. Описанные в фильме события – история карьерного взлета гангстера Тони Камонте.

Начальные титры ленты предваряют слова, написанные на черном фоне: «Этот фильм – приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма – потребовать у правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять? Правительство страны – ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять?»

В главном герое Тони Камонте (Пол Муни) без труда угадывается фигура легендарного гангстера 20–30-х годов прошлого века, лидера организованной преступности в Чикаго, чье имя неразрывно связано с периодом Великой депрессии, – Аль Капоне. Хотя Бен Хект, работавший, до того как стать одним из самых успешных и востребованных сценаристов классического Голливуда, репортером криминальной хроники, утверждал, что на самом деле вдохновлялся биографиями совсем других гангстеров. А знаменитый шрам, наподобие украшавшего лицо Аль Капоне, появился у главного персонажа из маркетинговых соображений – так было проще привлечь зрителей в кино.

По сути, Хоукс впустил на экран реальную жизнь улиц – со всей ее грязью и запредельным насилием – в противовес лицемерию и бессилию государства, которое в это время безуспешно боролось с мафией. Более того, Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов приняла в 1930 году кодекс Хейса, этический свод законов Голливуда, запрещающий в том числе изображать в кино преступления и преступников так, чтобы они вызывали симпатию у зрителей. Именно этому кодексу фильм обязан двухлетней задержкой перед выходом в прокат, а также некоторым цензурным изменениям и подзаголовком «Позор нации» (видимо, чтобы у зрителей не осталось сомнений относительно того, кто именно в этом фильме плохой парень).

Вместе с нестабильной экономической ситуацией в стране и спровоцированной ею социальной катастрофой фильм Хоукса совпал с очередной технологической революцией – в кино только что пришел звук. Так что Пол Муни, воплотивший образ Тони Камонте, стал одним из первых, кто сложил вместе все три компонента, необходимых идеальному кинозлодею: запоминающуюся внешность (шрам), колкие фразы («Послушай, малыш, в этом бизнесе есть только один закон, которому ты должен следовать, чтобы избежать неприятностей: делай все первым, делай самостоятельно и не останавливайся») и, наконец, грохот выстрелов (Тони орудует автоматом Томпсона, который в шутку называет «печатной машинкой»).

Кроме звуковых спецэффектов, фильм содержит рекордное количество визуальных образов, ставших классикой. В частности, картина начинается со сложнейшего двухминутного эпизода, снятого без единой монтажной склейки. Тони Камонте тенью подкрадывается к последнему оставшемуся в живых боссу мафии и парой выстрелов развязывает настоящую войну.
Тем не менее самому Капоне фильм пришелся по душе, по слухам, он держал дома собственную копию.

Продюсером фильма стал Говард Хьюз, о судьбе которого много лет спустя Мартин Скорсезе снимет «Авиатора» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. В 1983 году Брайан де Пальма сделал ремейк фильма с Аль Пачино в главной роли.

Смотрите также

  • 1928
  • Драма
  • Карл Теодор Дрейер
  • 82 мин
  • 1919
  • Драма
  • Дэвид Гриффит
  • 90 мин
  • 1941
  • Боевик
  • Джон Хьюстон
  • 100 мин
Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Трагикомедия Карена Шахназарова

30 лет фильму "Курьер"

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть