Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1977
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 157 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Кабинет доктора Калигари

1920 | Германия | Фантастика | 71 мин.
В ролях: Вернер Краусс, Конрад Вейдт, Фридрих Фейхер, Лил Даговер, Ханс Хейнрих вон Твардовски, Рудольф Леттингер
Режисcёр: Роберт Вине
3883
Первый в истории кино полнометражный фильм ужасов. Отсутствие звука (картина снималась в эпоху Великого немого) только добавляет напряжения. «Калигари» положил начало новой эстетике и такому явлению в мировом кинематографе, как немецкий экспрессионизм. Разочарование, унижение, шок от поражения в Первой мировой войне – все эти коллективные эмоции, испытанные немцами, выплеснулись на экран.

Сидя на садовой скамейке, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю. В его город на ярмарку со своим аттракционом приехал загадочный старик по имени Калигари (Вернер Краус). Он заставлял сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт) отвечать на самые неожиданные вопросы публики. В это же время в городе начинают происходить загадочные убийства. Франц подозревает Калигари. После расследования оказывается, что Калигари – директор психиатрической больницы, который ставит на сомнамбуле чудовищные опыты, заставляя убивать людей. Директора арестовывают и помещают в лечебницу. Франц заканчивает свой рассказ и ведет приятеля в вестибюль больницы. Появляется директор, Франц бросается на него с криком, но его хватают санитары. Оказывается, Франц – пациент больницы, все рассказанное было плодом его бредовой фантазии. Директор, услышав о Калигари, радостно восклицает: «Теперь я понял, что у него за болезнь, и смогу ее вылечить».

Режиссер фильма Роберт Вине отважился на крайне смелый эксперимент – с помощью визуальных средств создать на экране ощущение внутреннего хаоса, безумия, передать измененное состояние человеческой психики. Расстройство, внутренняя нестабильность главного героя воплощается на экране при помощи съемки с острого угла и так называемой субъективной (шатающейся) камеры. Игра актеров экзальтирована, их мимика и жестикуляция утрированы, изобилуют крупные планы.<br />Кроме того, художники группы Der Sturm нарисовали практически все декорации – город, ярмарку, дома, деревья, тропинки – в нарочито схематичном виде и с нарушенными пропорциями. Крыши заваливались набок, деревья были похожи на скелеты, улицы города напоминали лабиринт для мышей. Настоящими были только персонажи и отдельные интерактивные объекты. Даже мысли героев авторы попытались визуализировать: надписи в воздухе призваны отразить безумные идеи персонажа, поток сознания умалишенного Франца. Стены его палаты также искривлены, а их пропорции нарушены – значит, кошмар продолжается (на это намекает схожесть доктора с безумцем Калигари в последнем кадре).

Выходу фильма в Берлине в 1920 году предшествовала оригинальная рекламная кампания: по всему городу были развешаны плакаты с надписью «Ты должен стать Калигари!» без каких бы то ни было дополнительных пояснений.

Советские кинематографисты категорически не приняли «Кабинет доктора Калигари», выступая за реализм в искусстве. Стилистика картины заставила пространно высказаться тогда еще малоизвестного Сергея Эйзенштейна: «В этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалеванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер собрались все тенденции экспрессионизма». Сделаем скидку на идейную подоплеку, допустим, что молодой кинематографист в СССР 1920 года просто не имел права положительно оценить дерзкий экранный эксперимент своих германских коллег. Если поменять в этой цитате знак с «минуса» на «плюс», становится ясно, что восхищение звучит в каждой строчке.

Фильм до сих пор производит сильнейшее впечатление. Можно спорить, стал ли он родоначальником жанра «хоррор» или балансирует между ужасами и триллером. Но для кинематографистов всего мира эти «игры с разумом» навсегда стали источником вдохновения.

Смотрите также

  • 1895
  • Комедия, Драма
  • Луи Люмьер
  • 61 мин
  • 1975
  • Приключения
  • Акира Куросава
  • 136 мин
  • 1932
  • Боевик, Драма
  • Ховард Хоукс
  • 93 мин
Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Мероприятия, посвященные Дню театра.

Подробнее

Его посетителей ждут концерты, кинопоказы, лекции и мастер-классы.

Подробнее

Фестивали, встречи и лекции в регионах России.

Подробнее

Концерты, фестивали и выставки в городах России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть