Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Кабинет доктора Калигари

1920 | Германия | Фантастика | 71 мин.
В ролях: Вернер Краусс, Конрад Вейдт, Фридрих Фейхер, Лил Даговер, Ханс Хейнрих вон Твардовски, Рудольф Леттингер
Режисcёр: Роберт Вине
3731
Первый в истории кино полнометражный фильм ужасов. Отсутствие звука (картина снималась в эпоху Великого немого) только добавляет напряжения. «Калигари» положил начало новой эстетике и такому явлению в мировом кинематографе, как немецкий экспрессионизм. Разочарование, унижение, шок от поражения в Первой мировой войне – все эти коллективные эмоции, испытанные немцами, выплеснулись на экран.

Сидя на садовой скамейке, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю. В его город на ярмарку со своим аттракционом приехал загадочный старик по имени Калигари (Вернер Краус). Он заставлял сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт) отвечать на самые неожиданные вопросы публики. В это же время в городе начинают происходить загадочные убийства. Франц подозревает Калигари. После расследования оказывается, что Калигари – директор психиатрической больницы, который ставит на сомнамбуле чудовищные опыты, заставляя убивать людей. Директора арестовывают и помещают в лечебницу. Франц заканчивает свой рассказ и ведет приятеля в вестибюль больницы. Появляется директор, Франц бросается на него с криком, но его хватают санитары. Оказывается, Франц – пациент больницы, все рассказанное было плодом его бредовой фантазии. Директор, услышав о Калигари, радостно восклицает: «Теперь я понял, что у него за болезнь, и смогу ее вылечить».

Режиссер фильма Роберт Вине отважился на крайне смелый эксперимент – с помощью визуальных средств создать на экране ощущение внутреннего хаоса, безумия, передать измененное состояние человеческой психики. Расстройство, внутренняя нестабильность главного героя воплощается на экране при помощи съемки с острого угла и так называемой субъективной (шатающейся) камеры. Игра актеров экзальтирована, их мимика и жестикуляция утрированы, изобилуют крупные планы.<br />Кроме того, художники группы Der Sturm нарисовали практически все декорации – город, ярмарку, дома, деревья, тропинки – в нарочито схематичном виде и с нарушенными пропорциями. Крыши заваливались набок, деревья были похожи на скелеты, улицы города напоминали лабиринт для мышей. Настоящими были только персонажи и отдельные интерактивные объекты. Даже мысли героев авторы попытались визуализировать: надписи в воздухе призваны отразить безумные идеи персонажа, поток сознания умалишенного Франца. Стены его палаты также искривлены, а их пропорции нарушены – значит, кошмар продолжается (на это намекает схожесть доктора с безумцем Калигари в последнем кадре).

Выходу фильма в Берлине в 1920 году предшествовала оригинальная рекламная кампания: по всему городу были развешаны плакаты с надписью «Ты должен стать Калигари!» без каких бы то ни было дополнительных пояснений.

Советские кинематографисты категорически не приняли «Кабинет доктора Калигари», выступая за реализм в искусстве. Стилистика картины заставила пространно высказаться тогда еще малоизвестного Сергея Эйзенштейна: «В этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалеванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер собрались все тенденции экспрессионизма». Сделаем скидку на идейную подоплеку, допустим, что молодой кинематографист в СССР 1920 года просто не имел права положительно оценить дерзкий экранный эксперимент своих германских коллег. Если поменять в этой цитате знак с «минуса» на «плюс», становится ясно, что восхищение звучит в каждой строчке.

Фильм до сих пор производит сильнейшее впечатление. Можно спорить, стал ли он родоначальником жанра «хоррор» или балансирует между ужасами и триллером. Но для кинематографистов всего мира эти «игры с разумом» навсегда стали источником вдохновения.

Смотрите также

  • 1914
  • Приключения, Историческое
  • Джованни Пастроне
  • 66 мин
  • 1934
  • Драма, Мелодрама
  • Жан Виго
  • 83 мин
  • 1931
  • Боевик
  • Фриц Ланг
  • 105 мин
Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть