Рокко и его братья
Трехчасовой черно-белый кинороман, масштабная социальная драма. В качестве литературной основы для фильма послужил роман Джованни Тестори «Мост через Гизольфу». Многие исследователи творчества Висконти находят в картине отголоски таких произведений, как «Иосиф и его братья» Томаса Манна, а также «Идиот» и «Братья Карамазовы» Достоевского.
Действие фильма происходит в Италии в начале 60-х годов прошлого века. Семья Паронди — Рокко (Ален Делон) и его братья Симоне (Ренато Сальваторе), Чиро (Макс Картье) и Лука (Рокко Видолацци) — выходцы из маленькой полунищей деревеньки на Сицилии. Похоронив отца, они вместе с матерью Розарией (Катина Паксино) решают сменить патриархально-крестьянский Юг страны на городской Север и в поисках лучшей жизни отправляются в Милан. Это крупный промышленный город, символ стремящейся в индустриальное будущее Италии, здесь повсюду слышны скрежещущие звуки непрекращающейся стройки. В Милане Паронди ждет старший брат Винченцо (Спирос Фокас), а также подстерегают пороки и соблазны, которые в большом городе всегда идут рука об руку с возможностями. На этом детально и любовно выписанном фоне Висконти не менее подробно разыгрывает сложную семейную трагедию.
Основной драматургический прием (через частную историю семьи взглянуть в большем масштабе на современную историю страны, в судьбах героев увидеть направление движения целого государства) Висконти разовьет впоследствии в своих будущих картинах — от «Леопарда» и «Гибели богов» до «Семейного портрета в интерьере».
Роль Рокко, самого непростого по характеру из братьев, стала одним из первых серьезных испытаний в кино для молодого Алена Делона. Вслед за Рене Клеманом, который снял французского артиста в роли безродного бедняка, присвоившего себе чужую жизнь и богатство в детективе «На ярком солнце» (по роману Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли»), Висконти дал 24-летнему актеру с незаурядной внешностью возможность создать на экране глубокий, многогранный образ. Меланхоличный и несколько отрешенный Делон, не получивший профессионального актерского образования, блестяще справился с этой задачей, закрепив за собой славу новой надежды европейского кино.
По-своему судьбоносным этот фильм стал для Анни Жирардо (Надя) и Ренато Сальватори (Симоне Паронди), настолько достоверно изображавших страсть на экране, что после съемок их дуэт перерос в брачный союз.
Фильм Висконти, точно нащупавшего нерв времени, был благосклонно оценен профессионалами (спецприз Венецианского кинофестиваля 1960 года) и тепло принят зрителями («Рокко» стал первой картиной режиссера, которая с успехом прошла в итальянском прокате). Правда, из-за некоторых проблем с цензурой картину пришлось сократить на 45 минут.
Картина оказала огромное влияние на Бернардо Бертолуччи, который шестнадцатью годами позже снял свою эпопею «Двадцатый век». Только в его фильме в центре повествования окажется пара итальянцев из совершенно разных семей, которые, взрослея, проходят через все знаковые события столетия. А большой поклонник фильма Фрэнсис Форд Коппола много лет спустя предложит композитору Нино Рота, работавшему с Висконти, написать музыку для «Крестного отца».