Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Леопард

1963 | Италия, Франция | Драма | 185 мин.
В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале, Паоло Стоппа, Рина Морелли, Ромоло Валли, Теренс Хилл, Пьер Клементе, Лучилла Морлачи, Джулиано Джемма
Режисcёр: Лукино Висконти

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

1488
Монументальная трехчасовая историко-психологическая киноэпопея Лукино Висконти об угасающем аристократическом сицилийском семействе снята по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза. По масштабу замысла и исполнения это творение знаменитого итальянского режиссера сравнимо с такими экранными эпосами, как «Унесенные ветром» или «Война и мир».

Середина XIX века, Сицилия эпохи Рисорджименто, объединения Италии. Виктор Эммануил II из Савойской династии стал королем, сменив на троне Бурбонов. Аристократия Сицилии пока не знает, как отнестись к переменам, стоит ли поддерживать новую власть. Центральная фигура повествования, дон Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер), глава древнего княжеского рода, следует девизу своей династии: «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться». Он уверенно встает на сторону нового правителя, однако вскоре понимает, что поменялась не только власть. Приближается к концу эпоха, которую и олицетворяет герой Ланкастера. Аристократию сменяет буржуазия, нувориши, и дон Фабрицио осознает: он уходящая натура, его время прошло, ему никогда не приспособиться к этому новому миру. Зато его бойкий племенник Танкреди Фальконери (Ален Делон) чувствует себя в новых реалиях как рыба в воде. С поистине растиньяковским цинизмом он меняет первородство на чечевичную похлебку, титул на принадлежность к третьему сословию и с большой выгодой для себя женится на дочке ловкого дельца-буржуа Анжелике (Клаудия Кардинале).

Представитель древнего аристократического рода, потомок ломбардийских герцогов Висконти стремился добиться предельной аутентичности, воссоздавая быт итальянской аристократии в мельчайших деталях. Ради этого был перестроен целый квартал сицилийской столицы Палермо и отреставрированы настоящие дворцы местной знати. В европейском кино такие бюджеты не водились, поэтому маэстро пришлось прибегнуть к финансовой помощи студии 20th Century Fox. Американские продюсеры, в свою очередь, хотели минимизировать риски для вложенных в фильм трех миллионов долларов и вынудили Висконти взять на главную роль Берта Ланкастера, хотя режиссер предпочел бы видеть в качестве главного героя Лоуренса Оливье, Марлона Брандо или советского актера Николая Черкасова (последний, впрочем, отказался).

Поначалу отношения с Ланкастером у Висконти не складывались (режиссер всячески подчеркивал, что исполнителя ему навязали), но в конце концов они стали друзьями. Ланкастер создавал своего героя по образу и подобию самого Висконти. На роль Танкреди режиссер хотел пригласить Уоррена Битти, но под давлением французских сопродюсеров фильма вынужден был согласиться на кандидатуру Алена Делона. И вряд ли когда-нибудь пожалел об этом. Работа Делона в «Леопарде» считается одной из лучших в кинокарьере французского актера.

Эпицентром киноповествования стала 50-минутная сцена бала в зеркальной галерее палаццо Ганджи, которая иллюстрирует процесс неизбежной смены классов. В этой кульминационной сцене сталкиваются все действующие лица. В конце фильма герой Ланкастера, который на этом огромном балу не может найти себе места (как и в жизни), должен был умереть, как и в романе, но Висконти посчитал такой финал недостаточно эффектным. Застрявший между прошлым и будущим, между двумя мирами дон Фабрицио смотрит на Танкреди и Анжелику, танцующих под музыку вальса Верди. «Я принадлежу к уходящему классу, безнадежно испорченного прошлым режимом, и у меня нет иллюзий… Мы леопарды, львы, а наше место займут шакалы, гиены», – говорит с печальной улыбкой главный герой. Времена меняются, и с этим ничего не поделаешь. Фильм Висконти, исполненный изысканной ностальгии, стал прощальным приветом ушедшей навсегда эпохе.

«Леопард» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» и с тех пор считается одной из вершин мирового киноискусства. В американском прокате фильм с треском провалился.

Смотрите также

  • 1946
  • Мелодрама
  • Дэвид Линн
  • 118 мин
  • 1960
  • Драма
  • Лукино Висконти
  • 168 мин
  • 1957
  • Драма
  • Федерико Феллини
  • 118 мин
Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть