Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Леопард

1963 | Италия, Франция | Драма | 185 мин.
В ролях: Берт Ланкастер, Ален Делон, Клаудия Кардинале, Паоло Стоппа, Рина Морелли, Ромоло Валли, Теренс Хилл, Пьер Клементе, Лучилла Морлачи, Джулиано Джемма
Режисcёр: Лукино Висконти

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

1762
Монументальная трехчасовая историко-психологическая киноэпопея Лукино Висконти об угасающем аристократическом сицилийском семействе снята по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза. По масштабу замысла и исполнения это творение знаменитого итальянского режиссера сравнимо с такими экранными эпосами, как «Унесенные ветром» или «Война и мир».

Середина XIX века, Сицилия эпохи Рисорджименто, объединения Италии. Виктор Эммануил II из Савойской династии стал королем, сменив на троне Бурбонов. Аристократия Сицилии пока не знает, как отнестись к переменам, стоит ли поддерживать новую власть. Центральная фигура повествования, дон Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер), глава древнего княжеского рода, следует девизу своей династии: «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться». Он уверенно встает на сторону нового правителя, однако вскоре понимает, что поменялась не только власть. Приближается к концу эпоха, которую и олицетворяет герой Ланкастера. Аристократию сменяет буржуазия, нувориши, и дон Фабрицио осознает: он уходящая натура, его время прошло, ему никогда не приспособиться к этому новому миру. Зато его бойкий племенник Танкреди Фальконери (Ален Делон) чувствует себя в новых реалиях как рыба в воде. С поистине растиньяковским цинизмом он меняет первородство на чечевичную похлебку, титул на принадлежность к третьему сословию и с большой выгодой для себя женится на дочке ловкого дельца-буржуа Анжелике (Клаудия Кардинале).

Представитель древнего аристократического рода, потомок ломбардийских герцогов Висконти стремился добиться предельной аутентичности, воссоздавая быт итальянской аристократии в мельчайших деталях. Ради этого был перестроен целый квартал сицилийской столицы Палермо и отреставрированы настоящие дворцы местной знати. В европейском кино такие бюджеты не водились, поэтому маэстро пришлось прибегнуть к финансовой помощи студии 20th Century Fox. Американские продюсеры, в свою очередь, хотели минимизировать риски для вложенных в фильм трех миллионов долларов и вынудили Висконти взять на главную роль Берта Ланкастера, хотя режиссер предпочел бы видеть в качестве главного героя Лоуренса Оливье, Марлона Брандо или советского актера Николая Черкасова (последний, впрочем, отказался).

Поначалу отношения с Ланкастером у Висконти не складывались (режиссер всячески подчеркивал, что исполнителя ему навязали), но в конце концов они стали друзьями. Ланкастер создавал своего героя по образу и подобию самого Висконти. На роль Танкреди режиссер хотел пригласить Уоррена Битти, но под давлением французских сопродюсеров фильма вынужден был согласиться на кандидатуру Алена Делона. И вряд ли когда-нибудь пожалел об этом. Работа Делона в «Леопарде» считается одной из лучших в кинокарьере французского актера.

Эпицентром киноповествования стала 50-минутная сцена бала в зеркальной галерее палаццо Ганджи, которая иллюстрирует процесс неизбежной смены классов. В этой кульминационной сцене сталкиваются все действующие лица. В конце фильма герой Ланкастера, который на этом огромном балу не может найти себе места (как и в жизни), должен был умереть, как и в романе, но Висконти посчитал такой финал недостаточно эффектным. Застрявший между прошлым и будущим, между двумя мирами дон Фабрицио смотрит на Танкреди и Анжелику, танцующих под музыку вальса Верди. «Я принадлежу к уходящему классу, безнадежно испорченного прошлым режимом, и у меня нет иллюзий… Мы леопарды, львы, а наше место займут шакалы, гиены», – говорит с печальной улыбкой главный герой. Времена меняются, и с этим ничего не поделаешь. Фильм Висконти, исполненный изысканной ностальгии, стал прощальным приветом ушедшей навсегда эпохе.

«Леопард» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» и с тех пор считается одной из вершин мирового киноискусства. В американском прокате фильм с треском провалился.

Смотрите также

  • 1934
  • Драма, Мелодрама
  • Жан Виго
  • 83 мин
  • 1950
  • Мелодрама
  • Жан Кокто
  • 95 мин
Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Владимир Мединский дал старт всероссийской акции «Библионочь-2017» на Триумфальной площади в Москве.

Подробнее

Какую программу подготовили библиотеки столицы

Подробнее

Мероприятия, посвященные любви, весне и свободе, — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть