Леопард
Монументальная трехчасовая историко-психологическая киноэпопея Лукино Висконти об угасающем аристократическом сицилийском семействе снята по одноименному роману Джузеппе Томази ди Лампедуза. По масштабу замысла и исполнения это творение знаменитого итальянского режиссера сравнимо с такими экранными эпосами, как «Унесенные ветром» или «Война и мир».
Середина XIX века, Сицилия эпохи Рисорджименто, объединения Италии. Виктор Эммануил II из Савойской династии стал королем, сменив на троне Бурбонов. Аристократия Сицилии пока не знает, как отнестись к переменам, стоит ли поддерживать новую власть. Центральная фигура повествования, дон Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер), глава древнего княжеского рода, следует девизу своей династии: «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться». Он уверенно встает на сторону нового правителя, однако вскоре понимает, что поменялась не только власть. Приближается к концу эпоха, которую и олицетворяет герой Ланкастера. Аристократию сменяет буржуазия, нувориши, и дон Фабрицио осознает: он уходящая натура, его время прошло, ему никогда не приспособиться к этому новому миру.
Зато его бойкий племенник Танкреди Фальконери (Ален Делон) чувствует себя в новых реалиях как рыба в воде. С поистине растиньяковским цинизмом он меняет первородство на чечевичную похлебку, титул на принадлежность к третьему сословию и с большой выгодой для себя женится на дочке ловкого дельца-буржуа Анжелике (Клаудия Кардинале).
Представитель древнего аристократического рода, потомок ломбардийских герцогов Висконти стремился добиться предельной аутентичности, воссоздавая быт итальянской аристократии в мельчайших деталях. Ради этого был перестроен целый квартал сицилийской столицы Палермо и отреставрированы настоящие дворцы местной знати.
В европейском кино такие бюджеты не водились, поэтому маэстро пришлось прибегнуть к финансовой помощи студии 20th Century Fox. Американские продюсеры, в свою очередь, хотели минимизировать риски для вложенных в фильм трех миллионов долларов и вынудили Висконти взять на главную роль Берта Ланкастера, хотя режиссер предпочел бы видеть в качестве главного героя Лоуренса Оливье, Марлона Брандо или советского актера Николая Черкасова (последний, впрочем, отказался).
Поначалу отношения с Ланкастером у Висконти не складывались (режиссер всячески подчеркивал, что исполнителя ему навязали), но в конце концов они стали друзьями. Ланкастер создавал своего героя по образу и подобию самого Висконти.
На роль Танкреди режиссер хотел пригласить Уоррена Битти, но под давлением французских сопродюсеров фильма вынужден был согласиться на кандидатуру Алена Делона. И вряд ли когда-нибудь пожалел об этом. Работа Делона в «Леопарде» считается одной из лучших в кинокарьере французского актера.
Эпицентром киноповествования стала 50-минутная сцена бала в зеркальной галерее палаццо Ганджи, которая иллюстрирует процесс неизбежной смены классов. В этой кульминационной сцене сталкиваются все действующие лица. В конце фильма герой Ланкастера, который на этом огромном балу не может найти себе места (как и в жизни), должен был умереть, как и в романе, но Висконти посчитал такой финал недостаточно эффектным. Застрявший между прошлым и будущим, между двумя мирами дон Фабрицио смотрит на Танкреди и Анжелику, танцующих под музыку вальса Верди. «Я принадлежу к уходящему классу, безнадежно испорченного прошлым режимом, и у меня нет иллюзий… Мы леопарды, львы, а наше место займут шакалы, гиены», — говорит с печальной улыбкой главный герой. Времена меняются, и с этим ничего не поделаешь. Фильм Висконти, исполненный изысканной ностальгии, стал прощальным приветом ушедшей навсегда эпохе.
«Леопард» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» и с тех пор считается одной из вершин мирового киноискусства. В американском прокате фильм с треском провалился.