Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Монолог

1972 | СССР | Драма | 95 мин.
В ролях: Марина Неёлова, Маргарита Терехова, Михаил Глузский
Режисcёр: Илья Авербах
Производитель: Киностудия Ленфильм
3519
На вступительных титрах, под нервную музыку Олега Каравайчука, уступив настойчивой несчастной студентке и подписав ей «зачетку», академик, профессор Сретенский возвращается домой. А там у него старорежимный порядок и соответствующий лексикон. Экономка (Евгения Ханаева) наливает суп из супницы, профессор разговаривает уже далекими от советского времени фразами: «ну-с, как почивали сегодня, Эльза Ивановна? Лицо ваше выражает тревогу…» и от чопорной Эльзы Ивановны узнает, что та собирается уходить.

Профессор удивлен: «куда, осмелюсь спросить?!». А в ответ слышит совсем невероятное: «на курсы…вагоновожатых». Но уходить, чтобы «не умереть в прислугах…» Эльза Ивановна собирается в каждый понедельник. Так что профессор спокоен, ничто не сможет изменить привычный уклад его жизни. В ней есть успехи в науке и ничего не сложилось в частной.

Жена давно ушла, дочь Тася (Маргарита Терехова), оставив свою дочь Нину (Марина Неёлова), в поисках женского счастья живет где-то далеко и появляется дома редко.

Красивая, избалованная дедом и условиями жизни, семнадцатилетняя Ниночка не признает компромиссов. Она впервые влюблена и потому ее мир полон радости и доверия. Но первая любовь сталкивается с изменой и все рушится. Марина Неёлова смело играет некрасивое страдание. С ее уст в адрес деда летят грубые слова, полные гнева, а глаза распухли от слез. Горе ее равно жизненной катастрофе…

И в первый раз академик Сретенский задумался не о биохимическом синтезе препарата, который сможет управлять мозгом. Он с горечью осознал, что ничем не может облегчить состояние любимой Ниночки, а его вечный рецепт «надо быть осмотрительной», как и в случае с дочерью, не помогает обрести равновесие. Только время может как-то сгладить драму академика. И последний разговор с Ниночкой дает надежду, что внучка все еще нуждается в нем…

Авторы о фильме:

Илья Авербах: «Монолог» — это фильм-исповедь, но не словесная, а действенная. Мы стремились создать портрет ученого, наделенного высоким талантом человечности. Он многого достиг, но постепенно в нем крепнет сознание, что приметы внешнего успеха неоправданно превосходят истинную ценность его научных достижений. И когда он понимает это, у него хватает сил свернуть с наезженной колеи… Напряженный и страстный характер Сретенского отозвался во внучке, им выращенной. Отозвался чисто по-женски — в первой любви, любви серьезной и драматичной, оказавшейся истинным испытанием и для внучки, и для их отношений…
…В Сретенском для меня главное — сознание ответственности за «старую культуру», серьезности собственной миссии, независимость мысли. Главным образом этим и привлек меня сюжет Габриловича (который после «Монолога» уже облекся в форму новеллы «Отец и дед», включенной в его книгу «Четыре четверти»)…
» (Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987).

Евгений Габрилович: «Это киноповесть о мыслях старого человека, обо всем, что он видел, заметил, о чем подумал и поговорил. О ясном и пестром в нем, добром и злом, сердитом и мирном, заметном и незаметном. О том многоопытном и наивном, с чем он пришел к старости». (Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987).

Марина Неёлова: «…Когда сцена моей истерики в «Монологе» была забракована и ее надо было переснимать, он мне подыгрывал за кадром. Достаточно сложно было включиться в необходимое состояние спустя месяц. Помню, что на последнем дубле кончился текст, а камера все гудит. Продолжаю плакать? плачу? еще плачу. Когда кончилась пленка, Михаил Андреевич бросился ко мне: «Деточка, не плачь, внучка, вот тебе яблоко». Это было замечательно непрофессионально и замечательно по-человечески» («Утверждаю своих героинь каждой ролью», Марк Павлович, «Панорама-86». Сост. В. Аксенов. М. , 1986)

Критика:

Сергей Кудрявцев: «Человек постигает мир, только когда полнее и глубже познаёт собственное «я», словно ведя с собой непрерывный «монолог» от рождения до смерти. И в то же время он постигает себя, познавая мир вовне. Так что многое в картине Ильи Авербаха повёртывается с разных сторон, проигрывается в различных вариациях. А главный итог, к которому приходит в финале «Монолога» основной герой, профессор Никодим Сретенский, нередко бескомпромиссный и в научной деятельности, и в отношениях с тремя женщинами своей жизни (женой, дочерью и внучкой) — это всё-таки необходимость по возможности терпимого и сострадательного, а потому истинно мудрого восприятия всего вокруг и в самом себе…»


Призы и награды:

1976 - МКФ в Джорджтауне

Почетный диплом (Илья Авербах)

1974 - Премия польского журнала «Экран»

Лучшему иностранному фильму года

1973 - МКФ в Каннах

Участие в Основной программе

Смотрите также

  • 1969
  • Комедия
  • Ролан Быков
  • 86 мин
  • 1924
  • Драма
  • Яков Протазанов
  • 81 мин
  • 1935
  • Комедия
  • Александр Птушко
  • 64 мин
Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть