Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Неоконченная пьеса для механического пианино

1976 | СССР | Драма | 97 мин.
В ролях: Анатолий Ромашин, Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Ксения Минина, Сергей Никоненко, Олег Табаков
Режисcёр: Никита Михалков
Производитель: Мосфильм
11109
Идея создания фильма родилась у режиссера во время работы над его предыдущей картиной «Раба любви». Михалков, читая записные книжки Чехова, набрел на словосочетание «механическое пианино», и этот образ предсказуемости, инерции, машинальности того, как складываются судьбы чеховских персонажей, запал кинематографисту в душу.

Над сценарием Никита Михалков работал вместе с Александром Адабашьяном. В основу легла пьеса А.П. Чехова «Безотцовщина» – произведение удивительной судьбы, написанная будущим классиком еще в гимназии, но найденная в его архивах только после смерти. Также в сценарии были использованы фрагменты произведений «В усадьбе», повести «Три года», «Моя жизнь» и др.

Съемки фильма проходили в Пущино Московской области, на живописном берегу Оки, в усадьбе Арцыбашевых. В двухэтажном каменном особняке XVIII века, окруженном аллеями старого парка и прудами, затянутыми ряской, и развернулось действие картины. С самого начала сценарий писался с расчетом на этот забытый уголок старины, представший обветшалым дворянским гнездом.
После окончания кинопроб Михалков предложил утвержденным актерам провести в усадьбе лето, вести размеренный образ жизни и приходить на съемки пешком. По его настоянию артисты много гуляли, ходили в лес за грибами и обязательно участвовали в вечерних чаепитиях, где разговоры вначале велись исключительно о природе и погоде, и лишь потом плавно переходили к обсуждению предстоящего съемочного дня. Застольные беседы перетекали в репетиции. Так режиссер способствовал созданию благоприятной, практически семейной творческой атмосферы. Трое артистов были утверждены на роли в фильме без предварительных проб. Помимо Калягина, исполнившего роль сельского учителя Михаила Платонова, персонажи Серж и Шербук в сценарии изначально прописывались для соответственно Юрия Богатырева и Олега Табакова.

Самая сложная актерская задача стояла перед исполнителем главной роли. К началу съемок Александр Калягин должен был похудеть на 20 килограммов. Общеизвестна история, как Михалков «уполовинил» фломастером силуэт актера на фотографии.

Калягину пришлось в течение определенного времени соблюдать строгую диету, он питался почти исключительно гречневой кашей. «Роль Платонова стала «переломной», вспоминал позднее Александр Александрович. – Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался, понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»

Слова режиссера стали пророческими. За роль Платонова Калягин удостоился специального приза жюри на Международном кинофестивале в колумбийской Картахене. Кроме того, на съемках «Неоконченной пьесы» он познакомился со своей будущей женой – актрисой Евгенией Глушенко, исполнившей в фильме роль жены Платонова Сашеньки.

С помощью режиссерского подхода и операторского видения Павла Лебешева многие известные актеры раскрылись и предстали перед зрителями совершенно по-новому. Интересна работа Юрия Богатырева над образом Сержа Войницева. Богатырев не боялся выглядеть жалким. Актер придумал интересный прием – поджимать при ходьбе пальцы, чтобы изобразить плоскостопие. Изменившаяся при этом походка вынуждала широко расставлять ноги и выворачивать носки при ходьбе.

Отдельного упоминания заслуживает музыкальный ряд фильма. Помимо проникновенных композиций Эдуарда Артемьева, в картине звучат произведения Рахманинова и Листа. А фрагмент из оперы Доницетти создает незабываемое настроение финала картины, пробуждая надежду на лучшее будущее.

Выйдя на большой экран осенью 1977 года, лента была восторженно принята зрителями, особенно советской интеллигенцией, которая назвала фильм «картиной про нас». В том же году «Неоконченную пьесу для механического пианино» удостоили главного приза на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Богатым на награды стал и следующий год. Картина получила Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии на Фестивале авторского кино в Белграде, премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США) и стала обладательницей итальянской национальной кинопремии «Давид ди Донателло».

Смотрите также

  • 1942
  • Мелодрама
  • Юлий Райзман
  • 72 мин
  • 1934
  • Приключения, Драма
  • Сергей Васильев
  • 91 мин
  • 1961
  • Комедия
  • Александр Митта
  • 88 мин
Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть