Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 2014
  • Драма
  • Владимир Хотиненко
  • 180 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

Неоконченная пьеса для механического пианино

1976 | СССР | Драма | 97 мин.
В ролях: Анатолий Ромашин, Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова, Юрий Богатырев, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Никита Михалков, Ксения Минина, Сергей Никоненко, Олег Табаков
Режисcёр: Никита Михалков
Производитель: Мосфильм
12325
Идея создания фильма родилась у режиссера во время работы над его предыдущей картиной «Раба любви». Михалков, читая записные книжки Чехова, набрел на словосочетание «механическое пианино», и этот образ предсказуемости, инерции, машинальности того, как складываются судьбы чеховских персонажей, запал кинематографисту в душу.


Над сценарием Никита Михалков работал вместе с Александром Адабашьяном. В основу легла пьеса А.П. Чехова «Безотцовщина» – произведение удивительной судьбы, написанная будущим классиком еще в гимназии, но найденная в его архивах только после смерти. Также в сценарии были использованы фрагменты произведений «В усадьбе», повести «Три года», «Моя жизнь» и др.

Съемки фильма проходили в Пущино Московской области, на живописном берегу Оки, в усадьбе Арцыбашевых. В двухэтажном каменном особняке XVIII века, окруженном аллеями старого парка и прудами, затянутыми ряской, и развернулось действие картины. С самого начала сценарий писался с расчетом на этот забытый уголок старины, представший обветшалым дворянским гнездом.
После окончания кинопроб Михалков предложил утвержденным актерам провести в усадьбе лето, вести размеренный образ жизни и приходить на съемки пешком. По его настоянию артисты много гуляли, ходили в лес за грибами и обязательно участвовали в вечерних чаепитиях, где разговоры вначале велись исключительно о природе и погоде, и лишь потом плавно переходили к обсуждению предстоящего съемочного дня. Застольные беседы перетекали в репетиции. Так режиссер способствовал созданию благоприятной, практически семейной творческой атмосферы. Трое артистов были утверждены на роли в фильме без предварительных проб. Помимо Калягина, исполнившего роль сельского учителя Михаила Платонова, персонажи Серж и Шербук в сценарии изначально прописывались для соответственно Юрия Богатырева и Олега Табакова.

Самая сложная актерская задача стояла перед исполнителем главной роли. К началу съемок Александр Калягин должен был похудеть на 20 килограммов. Общеизвестна история, как Михалков «уполовинил» фломастером силуэт актера на фотографии.

Калягину пришлось в течение определенного времени соблюдать строгую диету, он питался почти исключительно гречневой кашей. «Роль Платонова стала «переломной», вспоминал позднее Александр Александрович. – Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался, понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»

Слова режиссера стали пророческими. За роль Платонова Калягин удостоился специального приза жюри на Международном кинофестивале в колумбийской Картахене. Кроме того, на съемках «Неоконченной пьесы» он познакомился со своей будущей женой – актрисой Евгенией Глушенко, исполнившей в фильме роль жены Платонова Сашеньки.

С помощью режиссерского подхода и операторского видения Павла Лебешева многие известные актеры раскрылись и предстали перед зрителями совершенно по-новому. Интересна работа Юрия Богатырева над образом Сержа Войницева. Богатырев не боялся выглядеть жалким. Актер придумал интересный прием – поджимать при ходьбе пальцы, чтобы изобразить плоскостопие. Изменившаяся при этом походка вынуждала широко расставлять ноги и выворачивать носки при ходьбе.

Отдельного упоминания заслуживает музыкальный ряд фильма. Помимо проникновенных композиций Эдуарда Артемьева, в картине звучат произведения Рахманинова и Листа. А фрагмент из оперы Доницетти создает незабываемое настроение финала картины, пробуждая надежду на лучшее будущее.

Выйдя на большой экран осенью 1977 года, лента была восторженно принята зрителями, особенно советской интеллигенцией, которая назвала фильм «картиной про нас». В том же году «Неоконченную пьесу для механического пианино» удостоили главного приза на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Богатым на награды стал и следующий год. Картина получила Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии на Фестивале авторского кино в Белграде, премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США) и стала обладательницей итальянской национальной кинопремии «Давид ди Донателло».

Смотрите также

  • 1968
  • Военный, Драма
  • Глеб Панфилов
  • 90 мин
  • 1953
  • Приключения
  • Иван Лукинский
  • 48 мин
  • 1959
  • Военный, Драма
  • Григорий Чухрай
  • 85 мин
Прямая трансляция 29 марта, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Леди-джаз посвящается». К 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд. Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема.

Революция 1917 года и древнее городище Мангазея, история крушения «Титаника» и легенды северного народа.

Подробнее

Поэтические чтения, встречи с писателями и мастер-классы на площадках по всей стране.

Подробнее

Концерты и археологические выставки, фольклорные спектакли и пасхальные игры.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть