На афише спектакля значится: «Основано на реальных событиях». Сначала можно подумать, что это заявление вторит утверждению барона Мюнхгаузена, по которому в его фантастических историях нет ни слова вранья. Но полный смысл предупреждения авторов спектакля раскрывается во втором действии, когда актеры кировского театра «На Спасской» выходят на авансцену (а их в представлении задействовано тридцать) и рассказывают про себя все, что захотят. Каждый раз — импровизируют.

Один из рецензентов метко назвал второе действие спектакля «Мюнхгаузен» реваншем хора. Потому что в течение первого действия актеры работают как единый организм. Происходящее напоминает учебные этюды по сцендвижению и владению голосом. Впрочем, многоликий «хор» уважительно умолкает перед лицом протагониста — опытной актрисы Марины Карпичевой, которая произносит текст частично на немецком, частично — на русском. Традиционной драматургической логики в спектакле Степана Пектеева нет. Есть вольное движение режиссерской интуиции, попытка нестандартными средствами создать очередной образ барона Мюнхгаузена. «Кто такой Мюнхгаузен? — задаются вопросом авторы спектакля. — Это артист. Профессиональный лгун, выдумщик, импровизатор. Разве, подобно знаменитому барону, лишь силой своего воображения каждый актер не оживляет пространство и миры?»

Таким образом, первое действие — специфическая композиция, в которой основными компонентами являются пластика, голосовые экзерсисы, поэтические наплывы образов. Зато второе действие вознаградит тех, кто силился постичь изощренную мысль автора в первом. Бенефисные выходы актеров сопровождаются сочувственными комментариями, хохотом и аплодисментами публики. Каждый актер выходит к зрителям, нацепив смешной — длинный или крючковатый — нос на резиночке. Кто-то говорит о смешном приключении, кто-то, наоборот, делится грустными воспоминаниями. «В этих рассказах-разговорах, в словах вдруг пробивается важная и редкая в театре возможность поговорить «о главном», которое, конечно, у каждого — свое, — пишет критик Григорий Заславский. — Отсюда — нарастающее чувство сродства, сопричастности, которое во втором действии крепнет от истории к истории, прорываясь в финале всеобщим восторгом».

Авторы спектакля — драматург Юлия Ионушайте и режиссер Степан Пектеев — сочинили своего, многоликого-многорукого Мюнхгаузена. По их предположению, ген знаменитого фантазера есть в каждом актере. «Что такое театр? Это место тотального обмана», — смело рассуждают они в аннотации к спектаклю. В данном случае обманывают красиво, вдумчиво, азартно. И зритель, выходящий из зала после спектакля, смело подпишется под знаменитой репликой: «Я сам обманываться рад».

Режиссер: Степан Пектеев
В ролях: Михаил Андрианов, Александр Трясцин, Александр Карпов, Александр Андрюшенко, Константин Бояринцев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна