Четыреста ударов
Название фильма переведено дословно, но на самом деле идиоматическое выражение faire les 400 coups означает «сплошные неприятности» или «кругом одни напасти». Это первая полнометражная картина кинокритика и синефила Франсуа Трюффо, которому к моменту выхода ленты на экраны исполнилось 27 лет. Один из самых известных фильмов французской «новой волны» считается лучшей лентой о подростках, входящих в большую жизнь, о пубертатном брожении духа.
Герою картины 14-летнему Антуану Дуанелю (Жан-Пьер Лео) кажется, что весь мир ополчился на него. Антуан живет с матерью, которая занята собой и устройством собственной личной жизни, не уделяя сыну много внимания, и с отчимом, которому и вовсе не до пасынка. В школе Антуана считают enfant terrible, источником всех и всяческих неприятностей. В итоге мальчик оказывается в исправительном лагере, но и там он оставаться не намерен.
Фильм Трюффо во многом автобиографичен. Многие кинокритики настаивают на том, что картина сделана в стилистике поэтического реализма французского режиссера 30-х годов Жана Виго (не случайно в фильме есть явные цитаты из его фильма «Ноль за поведение»), творческие приемы которого Трюффо мастерски развил и продолжил.
Кроме того, молодой режиссер благоговел перед творчеством Хичкока. Впрочем, практически все мастера «новой волны» преклонялись перед американским кино и брали его за образец.
В 50-е годы в Америке появилось сразу несколько фильмов о «беспокойных» героях, которых не устраивает их обыденное существование. «Новая волна» приняла этот вызов и ответила несколькими картинами на подобную же тему. Всего через год после выхода «400 ударов» появится «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Ну, а американцы, посмотрев французские фильмы, откликнулись своими «беспечными ездоками» и «бонни и клайдами».
Выбрать исполнителя главной роли было непросто. Франсуа Трюффо хотел, чтобы у героя были автобиографические черты, поэтому после длительного кастинга остановился на 14-летнем Жан-Пьере Лео — внешне почти своем двойнике.
Тандем Трюффо и Лео оказался настолько плодотворным, что режиссер не раз возвращался к приключениям своего альтер эго. О повзрослевшем Антуане, которого по-прежнему играл Жан-Пьер Лео, было создано еще три полнометражных фильма — «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Сбежавшая любовь» (1979), но они ощутимо проигрывали эпилогу.
Помимо необычного сюжета следует отметить операторскую работу и монтаж. Они еще не настолько смелые и новаторские, как в годаровском «На последнем дыхании», будущем флагмане «новой волны», но уже присутствует свобода, с которой камера снимает приключения Дуанеля. В стилистике фильма чувствуется влияние документального кино, которое к тому времени все сильнее воздействовало на игровой кинематограф. Кроме того, Трюффо, добиваясь естественности, не заставлял актеров заучивать текст наизусть, а предлагал импровизировать.
Фильм «400 ударов», посвященный историку и теоретику кино Андре Базену, сам мгновенно стал предметом для исследований киноведов и изучения в киношколах. Финальный кадр, в котором Дуанель, нарушая законы киноязыка, смотрит в камеру, а затем его изображение застывает, впоследствии многократно цитировался и пародировался.
В 1959 году в Каннах фильм произвел фурор и получил приз фестиваля за лучшую режиссуру.