Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Зеркало для героя

1987 | СССР | Сказка, Фантастика | 94 мин.
В ролях: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова, Феликс Степун, Елена Гольянова, Яков Степанов, Виктор Смирнов, Николай Стоцкий, Сергей Паршин
Режисcёр: Владимир Хотиненко
Производитель: Свердловская киностудия
7032
«Зеркало для героя» — художественный фильм Владимира Хотиненко по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса. Автор сценария — Надежда Кожушаная.

Главный герой картины психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) отправился навестить отца (Феликс Степун), который живет в небольшом городке в Донбассе. Сергей надеется, что сможет уговорить отца переселиться в Подмосковье, чтобы они были рядом. Встреча заканчивается ссорой, отец раскритиковал диссертацию сына, а тот был невнимателен к повести отца. Обидевшись, отец отказывается переезжать. Конфликт между родными усугубляется, когда отец понимает, что его идеалы советской эпохи для сына вовсе не являются святыней. Отец-шахтер обвиняет сына-интеллигента в бездействии, когда перестройка губит страну. Сергей оппонирует отцу, мол, тот для гибели страны сделал гораздо больше...


Неожиданно Сергей и его случайный знакомый Андрей (Иван Бортник) из 8 мая 1987 года попадают в воскресный день, 8 мая 1949 года. В поселке отмечают День повышенной добычи угля.

Сергей видит своего молодого отца (Борис Галкин), даже разговаривает со своей матерью (Наталья Акимова), беременной им же, а Андрей катает самого себя, мальчика, на мотоцикле.

Герои не могут понять, что происходит, потому что тот воскресный майский день повторяется для них снова и снова, но жителей маленького шахтерского городка нисколько не волнуют повторения, они каждый раз 8 мая проживают как новый день. Попытки героев что-то изменить тщетны. Петля времени затягивает героев все сильнее. Постепенно Сергей и Андрей начинают осмысливать время, меняется и их отношение к происходящему с ними. Они начинают узнавать своих родных и по-новому смотреть на них. Понимают главное — оставаться людьми можно и вопреки обстоятельствам.

Чтобы найти выход из ситуации, Сергей отправляется путешествовать по стране и в итоге понимает, что нельзя ему, пришедшему из другого времени, вмешиваться в жизнь своих родителей. Андрей с ним не согласен. Он всячески пытается разорвать ненавистную петлю времени, а заодно исправить ситуацию с аварийной шахтой. Но действия Андрея лишь сильнее запутывают ситуацию, из которой возможен только драматический выход...

Особенности:

— Автор повести Святослав Рыбас работал на шахтах Донецка.

— Фильм снимали в Донецке: поселок Абакумова (съемки происходили при входе в парк на фоне памятника шахтера с отбойным молотком); шахта № 7 на «Трудовских»; бывшая шахта 11-бис управления «Петровское»; улица Прокатчиков; набережная Кальмиуса. На границе Донецка и Макеевки в Червоногвардейском районе — поселок Карла Маркса. В Макеевке вблизи улицы Потемкина («Холодная балка»). А также в поселке Кураховка Донецкой области и поселке Боково-Платово Луганской области.

— Тема диссертации Сергея Пшеничного «Особенности пространственной организации биоэлектрической активности мозга во время речевых актов» — настоящая. Она была записана Надеждой Кожушаной, когда она подрабатывала машинисткой, так как поразила ее воображение.

Авторы о фильме:

Надежда Кожушаная: «Удалось придумать, считаю, хороший ход. Помнишь, все время повторяющийся день? Прошлое не подпускает нас к себе. Можно изучать и принимать его как есть. Не более. Терпеть не могу, когда говорят: надо было делать так или так. Нам ли судить?»

Владимир Хотиненко: «Я помню этот момент, я к ней пришел, она мне говорит: «Ты только не торопись говорить «нет». Но когда она это сказала, про зацикленность дня, у меня аж мурашки по коже».

Критика:

Денис Горелов: «...Почти одновременно два места в топ-десятке фильмов гласности занимают «Город Зеро» и «Зеркало для героя» — даже фонетически созвучные притчи, на полном скаку осадившие всенародный почин ура-покаяния, самоистязания, жития не по лжи и очернительства белых пятен истории. Снятое Владимиром Хотиненко по роману члена редколлегии «Нашего современника» Святослава Рыбаса, «Зеркало...» предлагает блиц-экскурсию в одно из таких «белых пятен»: взялся чинить жизнь — бери ключ и чини на месте. Авторам удалось прошмыгнуть по самой бровочке меж пышными и патетическими биваками заединщиков и прорабов, мракобесов и агентов влияния. С гадливой ухмылочкой, всем равно недовольный и все по-постмодернистски приемлющий филолог Сергей и почвенный, рассудительный проповедник малых дел пролетарский интеллигент Андрей предстают не примитивными антагонистами, а двумя половинками уязвленного сознания, бьющегося в тщетной потуге переиначить раз и навсегда незадавшуюся свою и страны жизнь. Разомкнуть заевшее кольцо одного и того же недоброго дня, в который забрали отца, ограбили поселковую кассу и форсировали добычу на аварийной шахте. Один выбирает экстенсивный, поверхностно-кочевой путь, болтаясь по стране и избегая кропотливой, по зернышку работы на предначертанном месте. Другой снова и снова крошит монолит, срывая руки, убеждая, добиваясь невозможного и с утра принимаясь за старое. «Знаешь, они слышат! — радуется крутящийся белкой в колесе заевшего дня Андрюха. — Если долго в одно место долбить — они что-то чувствуют!» (Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, «Сеанс», 2002).

Контекст:

«День сурка», реж. Гарольд Рамис (1993). Главный герой (Билл Мюррей) также проживает много раз один и тот же день, но окружающие этого не помнят.

Призы и награды

1988 — номинация «Лучшая сценарная работа», Российская киноакадемия «Ника».

1988 — ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль) в Баку. Специальный приз жюри для Владимира Хотиненко.

1989 — приз Витторио Де Сика в Италии режиссеру Владимиру Хотиненко (наряду с Сергеем Бодровым, Сергеем Снежкиным, Валерием Приемыховым, Вячеславом Сорокиным и Андреем Тарковским (посмертно).

Смотрите также

  • 1985
  • Мелодрама
  • Георгий Натансон
  • 93 мин
  • 1918
  • Документальное, Драма
  • Яков Протазанов
  • 76 мин
  • 1961
  • Комедия
  • Леонид Гайдай
  • 28 мин
Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Прямая трансляция 25 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Г. Ф. Гендель – «Тезей» Первое исполнение в России

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть