Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1957
  • Драма
  • Сергей Герасимов
  • 350 мин
  • 1969
  • Приключения
  • Владимир Мотыль
  • 84 мин
  • 1973
  • Драма
  • Василий Шукшин
  • 108 мин

Сломанные побеги

1919 | США | Драма | 90 мин.
В ролях: Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп, Артур Ховард, Эдвард Пейл ст., Джордж Беранджер, Норман Шелби, Эрнест Баттерворф, Фред Хамер
Режисcёр: Дэвид Гриффит
3917
Снятый за 18 дней фильм «Сломанные побеги» Дэвида Уорка Гриффита, которого часто называют отцом кинематографа (именно он впервые применил монтаж как творческий метод, а не просто последовательно склеивал кадры), находится в тени его монументальных шедевров «Рождение нации» и «Нетерпимость», что незаслуженно, но объяснимо. Если в предыдущих нашумевших работах он покорил аудиторию размахом постановки и эпичными сценами, то в «Сломанных побегах» отказался от своих революционных изобретений и приемов, типа параллельного действия и переключений от «мягкого» фокуса к четкости и реальности изображения, а также от большого бюджета. В картине нет ни гигантских массовок, ни колоссальных лестниц, ни скачущей кавалерии. Три главных актера, несколько статистов, три основных места действия. Камерный фильм, пронизанный напряжением.

Молодой студент Чен Хуан, изучающий буддизм, отправляется в Англию проповедовать варварам учение Будды. Он поселяется в одном из нищих районов Лондона и открывает небольшую лавку китайских сувениров и игрушек. Неподалеку, в том же квартале, живет молодая девушка Люси и ее отец, спивающийся боксер по прозвищу Драчливый Берроуз, который регулярно жестоко избивает бедняжку. Люси находит приют у Чен Хуана. Однако Берроуз узнает о местонахождении дочери и, вернув ее, забивает до смерти. Чен убивает Берроуза, но жизнь без девушки теряет для него всякий смысл, и он закалывает себя ножом.

«Сломанные побеги» основаны на рассказе английского писателя Томаса Берка «Китаец и девочка», адаптацией которого Гриффит заинтересовался в 1918 году. Режиссер несколько видоизменил сюжет, чтобы придать киноповествованию больше динамики и напряжения. Если в рассказе фигурируют пожилой китаец и двенадцатилетняя девочка, то в фильме Гриффита они превращаются в молодого китайца и девушку. О любовной интриге в картине речь не идет: Англия и особенно Америка начала прошлого века ужаснулись бы, увидев на экране романтические отношения белой девушки и «цветного». Гриффиту пришлось удовольствоваться лишь намеками на любовь, ее иллюзией. Чен Хуан не смеет даже прикоснуться к девушке, протягивает руку и тут же отдергивает. Кроме того, если Берк избегает описания избиений, рассказывая о них опосредованно, вскользь, то Гриффит, создавая реалистичную картину, не мог отказаться от конкретных сцен издевательства над девочкой. Еще одно существенное отличие экранной версии от первоисточника у Берка главный герой подбрасывает отцу-монстру в постель ядовитую змею, у Гриффита же злодей погибает не от укуса рептилии, а от револьверного выстрела. Причем режиссер, подобно автору древнегреческой трагедии, сводит в финале трех героев вместе, сосредоточив кульминацию действия в узком пространстве убого чулана.

Главные роли в фильме сыграли муза Гриффита, звезда немого кино Лиллиан Гиш, Ричард Бартелмесс, Дональд Крисп. На роль Чен Хуана режиссер пригласил американца Бартелмесса, так как китайцев, черных и прочих «цветных» на экранах тогда не жаловали. Например, в «Рождении нации» негров изображали вычерненные белые.

До Гриффита американские кинематографисты старались избегать темы жизни низших классов. «Сломанные побеги» погружены в давящую и безысходную атмосферу бедности (некоторые критики проводили параллели между творчеством Гриффита и Диккенса, увидели ассоциации и с Достоевским и его «Униженными и оскорбленными»).</p></br>
Прокатчик Адольф Цукор назвал картину лентой для пустых залов, да и сам Гриффит опасался, что публика фильм не примет. Лента, где все ключевые герои умирают, казалась немыслимой с коммерческой точки зрения. В действительности режиссер обезопасил себя от крупного провала: «Сломанные побеги» камерное произведение с бюджетом менее 100 тыс. долларов, то есть в 20 раз меньше, чем у «Нетерпимости».

Премьера картины состоялась 13 мая 1919 года в Нью-Йорке. Когда зажегся свет, в зале царила полная тишина. Зрители сидели ошеломленные. «Сломанные побеги» с лихвой окупились в прокате, пресса была более чем благосклонна к фильму, а Гриффит подтвердил свой негласный статус главного американского режиссера 1910-х.
В 1996 году ленту, которая считается эталоном экранизации, внесли в Национальный реестр фильмов США для хранения в Библиотеке Конгресса.

Смотрите также

  • 1920
  • Фантастика
  • Роберт Вине
  • 71 мин
  • 1923
  • Комедия
  • Бастер Китон
  • 111 мин
  • 1902
  • Фантастика, Приключения
  • Жорж Мельес
  • 16 мин
Будем помнить

С Днем Победы!

Бенефис Федора Бондарчука

Ко дню рождения актера, режиссера и продюсера

Праздник труда

Поздравляем с Первым мая

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

Крупнейший музыкальный форум страны на сценах Мариинского театра.

Подробнее

Шесть вечеров подряд в музее будет звучать классика.

Подробнее

Выставка «Венеция Ренессанса» пройдет в ГМИИ им. Пушкина.

Подробнее

Фестиваль стартует в Сочи 7 июня.

Подробнее

Мероприятия будут идти все лето.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть