16+

Мастер

Мелодрама
2015
90 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

«Мастер» — полижанровое действо, сочиненное на Алтае, на родине Василия Шукшина, в год, когда ему исполнилось бы 85. Премьера сюиты состоялась 22 июля 2014 года в рамках Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае». В феврале 2015-го «Мастера» смогли увидеть зрители города Иваново, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы. Представленная вашему вниманию запись сделана в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.

Слово и музыка — вот основы жанра, к которому принадлежит «Мастер». На сцене одновременно присутствуют музыканты симфонического оркестра, участники хора и драматические артисты. Это не спектакль, не концерт, но пример оригинального синтеза жанров. Нельзя не упомянуть и такую составляющую действа, как видеопроекция, идущая на большом, высоко подвешенном экране за оркестром и хором. Она отнюдь не фон, а камертон, задающий эмоциональную ноту каждого эпизода сюиты. Иногда на экране возникают конкретные приметы времени — фотографии, афиши к фильмам Шукшина, но чаще это просто пейзажи, виды заката, одинокой луны — запечатленные на них состояния природы точно соотносятся с настроением лирического героя сюиты.

За Шукшина читает актер Сергей Маховиков. Перед ним не стоит задача «сыграть Шукшина», но, тем не менее, манеру речи мастера он освоил прекрасно. Почти все время актер сидит за столиком, крытым уютной вязаной скатертью, и не один — с музой. Простая женщина в белом платье, муза эта также говорит с характерными интонациями актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной, верной спутницы Василия Макаровича. Вроде, забавно, пафосно — муза, но ведь правда: была она и актрисой в его фильмах, и матерью его детей, хозяйкой дома.

Поодаль от столика сидит на высоком табурете певец Александр Ф. Скляр. В прихотливой структуре сюиты он отвечает за музыку той эпохи, в которую жил и творил Шукшин. В исполнении музыканта звучат песни Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Сергея Никитина, какие-то песенки из времен, когда Василий Макарович был совсем юн. Скляр исполняет их на свой лад, но с любовью и трепетом. А симфоническую музыку к «Мастеру» написал знаменитый композитор Эдуард Артемьев. В интервью он признается, что найти музыкальный эквивалент образу Шукшина было непросто. Тем не менее, музыка Артемьева прекрасно передала особенность шукшинского творчества: сочетание эпичности и интерес к «маленьким» страстям «маленького» человека.

Интересно, что в сюите «Мастер» читают не только отрывки из произведений Шукшина, но и стихи поэтов-шестидесятников, Арсения Тарковского и Сергея Есенина — чтобы создать контекст времени и, возможно, контраст с внутренним миром Василия Макаровича, в котором модное, наносное никогда не затмевало патриархальных народных ценностей.

Музыкально-драматическая сюита «Мастер» рассчитана на самые широкие круги зрителя, и уже с успехом «проехала» по России, доказала, во-первых, состоятельность такого «сборного» жанра, во-вторых, непреходящий интерес и любовь россиян к Шукшину-писателю, режиссеру и актеру. «Мастер» вошел в десятку лучших филармонических проектов России и получил грантовую поддержку Министерства культуры.

Режиссер: Олег Пермяков
В ролях: Сергей Маховиков, Александр Ф. Скляр и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна