Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Романс о влюбленных

1974 | СССР | Драма | 135 мин.
В ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Купченко, Елизавета Солодова, Ия Саввина, Владимир Конкин, Александр Збруев, Николай Гринько, Роман Громадский
Режисcёр: Андрей Кончаловский
Производитель: «Мосфильм»
2702
Евгений Григорьев был известен своими сценариями к социальным кинодрамам — «Наш дом», «Три дня Виктора Чернышева». «Романс о влюбленных» вписывался в привычный для него жанр лишь во второй части, приземленной. Историю любви первой части будущего фильма сценарист написал столь высоким «белым стихом», что поражал опытных кинематографистов.

Если бы не слог Евгения Григорьева, звавшего режиссера на поиски нетрадиционных выразительных средств, то саму историю можно было изложить в нескольких предложениях.

Классическая мелодрама. Молодая пара проводит летний день за городом. Экзальтированные влюбленные Таня (Елена Коренева) и Сергей (Евгений Киндинов) обещают любить друг друга вечно. Вскоре Сергея призывают в армию, там во время учений он пропадает… В дом приходит весть о его гибели. Таня горюет, но рядом есть друг детства (Александр Збруев). С мыслью, что надо жить дальше, Таня выходит замуж. А Сергея нашли на необитаемом острове с раненым другом Альбатросом (Роман Громадский). Спустя время он возвращается домой и спешит к Тане. Но она уже жена другого. Цветной мир меркнет.

Вторая серия длится всего полчаса, но событий там больше. Для песен уже нет места и времени. После возвращения Сергей мир видит только в черно-белой гамме. Работает водителем, каждый день по одному и тому же маршруту (рутина), жену увидел в столовой автопарка. Женитьба, рождение дочери, новоселье…

Люда (Ирина Купченко) чувствует, что ее мужа что-то мучает, но терпеливо надеется. И дожидается своего женского счастья. Правда, помог подсказкой Альбатрос, однополчанин Сергея: «Ты молодец, девочка, не останавливайся, ты у нас красивая…» И Сергей, словно первый раз посмотрев внимательно на жену, увидел в ней свое спасение. А мир, услышав слова любви, вновь становится цветным…

Но только лишь смены цветной гаммы на черно-белую и обратно Андрею Кончаловскому было мало. Первый эпизод длится около десяти минут, во время которого, напевая Градского, Таня и Сергей вовлекали зрителя в свой мир открытых чувств, незавершенных монологов (зачем говорить, когда есть глаза, губы, руки…), белыми блузами слегка прикрытых тел, в мир естественной природы и музыки. Для пуританских установок советского кино даже столь наивное эротическое проявление счастья влюбленных воспринималось зрителями как прорыв. Армейские эпизоды режиссер решает в схожем ключе — все выглядит очень пафосно и по-геройски. Переписка влюбленных — все такая же поэтичная. Актеры играют на повышенных интонациях, подчеркнутыми жестами. Никаких полутонов, даже песню влюбленных «Все в мире — любовь…» споют хором все соседи. И Сергей будет умирать от переполненности чувств и горя, и Альбатрос будет читать стихи и просить Трубача (Иннокентий Смоктуновский) играть.

В финале фильма, по окончании черно-белых тихих переживаний, вновь звучит песня. Но уже не на разрыв аорты поет Сергей. О добром и злом сне поет песню на стихи Натальи Кончаловской мудрая Люда, и квартира в новостройке отрывается от быта и устремляется в космический полет.

Такова сила любви.

Особенности:

Главных героев искали по всему Советскому Союзу. В журнале «Советский экран» было напечатано объявление, и режиссеру пришлось разгребать мешки с фотографиями. Но в итоге он решил снимать уже обладающих каким-то опытом артистов. Для Елены Кореневой «Романс о влюбленных» был четвертым фильмом, а Евгений Киндинов после успешных картин «Городской романс» и «Молодые» числился среди самых популярных актеров.

Авторы о фильме:

Андрей Кончаловский: «…в подготовительном периоде предстояло найти тех реальных людей, которые смогут воплотить грезившиеся мне идеальные образы. Мне казалось, что фильм должен быть совершенно очищен от быта. Что герои должны быть идеальной красоты: девушка с прекрасным лицом, с тонкой, стройной фигурой — некий тип славянской «боттичеллиевской Весны»; юноша с благородно-возвышенным рафаэлевским или, быть может, рублевским обликом. Мы начали искать таких идеальных героев... ...Киндинов же, к счастью, в первой же пробе на Сергея убедил меня в том, что способен жить в особом ритме — трагическом, приподнятом, лихорадочном даже, с температурой тела не 36,6, а как минимум — 38. Репетиции с Кореневой я начал сразу с самых сложных кусков... предельная внутренняя органика. И та же способность жить в приподнятом, восторженном, нереальном для нормальных людей ритме. Короче, вместо «идеальной героини», которую мы так старательно искали, в нашем фильме появилась девушка маленького роста, юркая, с довольно острым, совсем не элегическим характером, в чем-то похожая не то на Джульетту Мазину, не то на Ширли Мак-Лейн. В общем, «ни кожи ни рожи», как впоследствии написала одна возмущенная зрительница, гневно заклеймившая нас за этот выбор» («Парабола замысла», 1977).

Критика:

Юрий Богомолов: «Поэтическая патетика слов и музыки сменяется патетикой ускоряющегося движения — герои мчат на мотоцикле, оставляя за собой проспекты, улицы, переулки, влетают в старый московский двор...

Этот двор — мир, не меньше. Он граничит с Космосом, с Вечностью...

Трубач со своей трубой — что-то вроде медиума, посредника между земным и небесным, между вечным и повседневным.

Жизнь в тесном дворе — жизнь под куполом неба. Все персонажи соединяют в себе общеродовое и характерное. Они плакатны в том смысле, что несут на себе печать некоего общепринятого представления о человеке, о том или ином его возрасте, о том или ином социальном положении...

...Стилистический сдвиг в повествовании мотивировался исподволь. Сначала как бы нечаянно попадает в кадр осветительная аппаратура, затем она осознается как законченный элемент поэтики фильма, более того, как смысловая фигура картины.

Вся поэтическая часть «Романса» — это жизнь, помноженная на кино.

Прозаическая — жизнь, равная жизни.

Один к одному, как говорят в подобных случаях, а не к десяти, как это было вначале
» («Андрей Михалков-Кончаловский», 1990)

Крылатые фразы:

Альбатрос: «Дым есть, и празднично».

Сергей: «Морская пехота не тонет».

«Только ты и я, да только я и ты, да ты и я! Только мы с тобой, да только мы с тобой, да мы вдвоем!» (песня Александра Градского на стихи Булата Окуджавы).

Смотрите также

  • 1969
  • Драма
  • Михаил Калик
  • 108 мин
  • 1937
  • Военный, Драма
  • Жан Ренуар
  • 114 мин
  • 1961
  • Драма
  • Юлий Райзман
  • 96 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть