Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Женитьба Бальзаминова

1964 | СССР | Комедия | 90 мин.
В ролях: Людмила Шагалова, Лидия Смирнова, Инна Макарова, Екатерина Савинова , Жанна Прохоренко, Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Ролан Быков, Нонна Мордюкова, Николай Крючков
Режисcёр: Константин Воинов
Производитель: «Мосфильм»
7424
Фильм снят по мотивам трилогии Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдешь, то и найдешь».

Действие фильма происходит в купеческом Замоскворечье в XIX веке. Мелкий чиновник Михайло Бальзаминов (Георгий Вицин) и его маменька (Людмила Шагалова) мечтают разбогатеть. Для этого Миша должен жениться на богатой невесте.

В годы съемок на территории «Мосфильма» еще не было декораций старой Москвы под открытым небом. Купеческую столицу снимали в Суздале. Декорировали вывески с «ятями», выстроили палатки, а все остальное в городе было, словно еще не пришел туда век двадцатый.

Фильм интересен не столько историей сватовства, сколько бенефисными актерскими работами. Константин Воинов собрал звездный коллектив актрис и каждой из них предложил по роли, менявшей сложившееся амплуа и позволившей от души повеселиться и покрасоваться в ярких и богатых нарядах XIX века. Глядя на них, не перестает радоваться и зритель.

А как не радоваться, когда хорошенькая Людмила Шагалова играет морщинистую старуху, матушку Миши (актрисе по вечерам приходилось утюжком разглаживать кожу). Прима советского кино Лидия Смирнова — суетливую и шепелявую сваху Акулину Гавриловну, которая не прочь и выпить даже «декалону».

Сестры Пажёновы — Анфиса (Инна Макарова) и Раиса (Надежда Румянцева), тоскующие под строгим надзором братьев о былой свободе и приключениях.

Для Нонны Мордюковой купчиха, вдова Домна Евстигнеевна Белотелова и вовсе первая комедийная роль. А еще юные красавицы Жанна Прохоренко (восторженная и робкая Капочка) и Людмила Гурченко (рациональная и смелая Устинька, подруга Капочки). Нашлись роли и для Екатерины Савиновой (хозяйственная, с собственным мнением кухарка Матрёна) и для Татьяны Конюховой (дворовая девка Пежёновых Химка).

В этом дамском царстве было мало места для мужчин, но парочку характеров Константин Воинов все-таки включил и, сохраняя ансамбль, им тоже изменил привычные амплуа. Георгий Вицин снимался в заглавной роли заносчивого и недалекого жениха, мечтающего тратить невестино приданое («на 300 лет хватит или на 150?»). А классический социальный киногерой Николай Крючков с видимым удовольствием переоделся в купца Неуденова, дядю Капочки. Он и пресек планы свахи и Бальзаминовых, не позволив «голодранцам» одурить племянницу...

В итоге женится Бальзаминов на властной купчихе Белотеловой... Сбылся сон Миши?

Особенности:

— Георгию Вицину, который играл молодого (25 лет) человека, во время съемок было уже 46. Людмила Шагалова, сыгравшая роль матушки героя, была на шесть лет его моложе.

— Фильм снимали в Суздале. «Дом Бальзаминовых» находится в центре, на улице Старой, 13.

— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — Нонне Мордюковой за исполнение ролей Федосьи Угрюмовой «Русское поле» (1971), Глафиры Дементьевны Огреховой — «Журавушка» (1968), Дони Трубниковой — «Председатель» (1964), Домны Евстигнеевны Белотеловой — «Женитьба Бальзаминова» (1964), Александры Васильевны Потаповой — «Простая история» (1960).

Авторы о фильме:

Лидия Смирнова: «Роль свахи для меня была открытием. И я стала работать. Сначала мы искали грим: нос подтянули кверху, рыжий парик, красные глазки от пристрастия моей свахи к вину. А как нелегко было осваивать кринолин! Садишься, а юбка поднимается кверху, закрывает тебя. Волосы нам укладывала знаменитый мастер, истинный профессионал Мария Ивановна из МХАТа... И мне, и Мордюковой она придумала очень смешные прически.

Когда я нашла манеру речи моей героини, я вдруг стала чувствовать себя очень удобно. Долго искала ей походку. Наконец нашла — утиную, немного вкрадчивую...

...На площади снималась финальная сцена, когда Вицин пляшет под потрясающую музыку Бориса Чайковского — знаменитую полечку. Она теперь часто звучит по радио, узнаваемая и любимая. Танец, конечно, придумал Воинов. В рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать.


Он довольно жестокий бывал на съемках. Я там ела пирог с повидлом, сначала он был свежий, потом черствый, у меня тоже было, наверное, дублей 12–15, а я его все ела и ела и с удовольствием мазала вареньем.

Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог — и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его всё полностью устроило»
(«Моя любовь», 1997).

Критика:

Петр Багров: «В «Женитьбе Бальзаминова» Воинов пошел дальше: создал некую смесь ярмарочного действа и театрального капустника, где в качестве связующей нити, своего рода конферанса, выступали средства чисто кинематографической выразительности — замечательная работа художника, изобретательная, но отнюдь не «самодовлеющая» камера, стилизованная музыка Бориса Чайковского. Все роли исполняли звезды и, что крайне редко бывает, «спелись» в замечательно слаженный и веселый ансамбль…

...Зрительский успех превзошел все ожидания, и даже официозным критикам пришлось признать эксперимент Воинова абсолютной удачей. Пожалуй, до сих пор вряд ли отыщется в советском кино другая экранизация классики, столь любимая массовым зрителем. Воинов понял, что нашел свой стиль: яркая театральная игра при кинематографическом построении мизансцен»
(«Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст», т. VI, 2004).

Крылатые фразы:

Михайло Дмитриевич Бальзаминов: «Опять прервали. Ну, зачем же? На самом интересном месте», «А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся…».


Акулина Гавриловна, сваха: «У меня совесть-то чище золота, одно слово — хрусталь!», «Я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею».


Капочка Неуеденова: «Все так говорят, но на деле выходит совсем противное», «Я мужчин не виню: им все легко и доступно».


Ничкина, мать Капочки: «Как жить на свете?! Какие страсти!.. Времена-то какие... тяжелые».


Домна Евстигнеевна Белотелова, московская купчиха-вдова: «Я никогда не сержусь. Я добрая!»

Устинька: «Не вздыхай так, лопнет что-нибудь…»

Купец Неуденов: «Приходите еще, нам без дураков скучно!»

Смотрите также

  • 1939
  • Боевик, Драма, Мелодрама
  • Джон Форд
  • 96 мин
  • 1983
  • Драма
  • Динара Асанова
  • 91 мин
  • 1961
  • Мелодрама
  • Юрий Чулюкин
  • 92 мин
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть