18+

Арсенал

Драма
1929
75 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

В сценарии режиссер писал: «1914 год. Война. Тощая лошадь на бесплодной земле — символ нищеты. Ужасы войны. Революционные братания и мятежи. Возвращение домой на поезде, сходящем с рельсов. В Киеве истеричные националисты манифестируют с портретом Тараса Шевченко и устанавливают его как икону, но внезапно оживший портрет задувает свечи. Ответные действия большевиков. Арсенал бастует. Взволнованные буржуа, уличные бои. Поражение забастовщиков. Белые расстреливают героя фильма».

В фильме семь частей, о восстании на легендарном заводе «Арсенал» рассказывается лишь в последних трех. Центральной фигурой является солдат, рабочий, большевик Тимош (Семен Свашенко).

Уже первый титр настраивает зрителей на особую интонацию: «Ой, было у матери три сына». Затем следуют несколько эпизодов из Первой мировой войны. На экране мрачный, задымленный пейзаж, серое небо и низкий горизонт и силуэты штыков. Камера Даниила Демуцкого фиксирует происходящее либо до военных действий, либо после. Оператор людей снимает слегка с нижнего ракурса, и потому темные фигуры на фоне неба смотрятся графическим рисунком.

Эпизоды в тылу также представляют россыпь разрозненных кадров. Но Довженко с каждой монтажной фразой последовательно наращивает ощущение трагедии мирового масштаба. Запоминается сцена возвращения фронтовиков домой, которая повторяет трижды. Русский, немецкий, французский солдаты, глядя на жен, родивших в их отсутствие, спрашивают: «Кто?» Все три мизансцены идентичны, что только усиливает общую человеческую драму. И кадр матери с ребенком на руках приобретает силу образа скорбящей Мадонны с младенцем Иисусом.

Масштаб негодования и создавшейся предреволюционной ситуации особенно проявляется из параллели между инвалидом и Николаем II. Инвалид отчаянно бьет худющую лошадь, и зритель от имени клячи читает титр: «Не туда бьешь, Иван». А Николай II в это время в дневнике записывает: «2 сентября. Убил ворону. Погода хорошая».

И лишь тогда в фильме появляется главная фигура фильма — Тимош. Пока еще лишь солдат, пока еще не символ переломного момента истории.

Возвращаясь поездом домой, он совершает яркий поступок. Теперь, после первого боя с гайдамаками, камера постоянно следит за каждым передвижением Тимоша, за каждым его помыслом. Мы видим, как Тимоша пытаются завербовать в армию Петлюры. Офицер спрашивает: «Ты ведь украинец?» Но национальный вопрос Тимош решает по-другому: «Да, я рабочий».

Так Тимош открыто заявляет о том, что выбрал для себя не власть Рады, а большевиков.

Восстание рабочих киевского завода «Арсенал» против контрреволюционной Украинской Народной Республики Центральной Радой случилось в январе 1918 года. Но Довженко, опираясь на исторический факт, в фильме сцену расстрела Тимоша решил мощной метафорой. Пули гайдамаков отскакивают и не могут убить рабочего-большевика. Фильм Довженко заканчивает на самом кульминационном моменте. И образ невредимого Тимоша вырастает до героя из мифов — ведь он бессмертен.

Особенности фильма

— Солдата, отравившегося веселящими газами, сыграл один из основателей украинского театрального и киноискусства XX века Амвросий Бучма.

— Семен Свашенко считался альтер-эго Александра Довженко и сыграл главных героев в «Звенигоре», «Арсенале», «Земле».

— Фильм был восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1972 году. Музыку к обновленной версии написал композитор Вячеслав Овчинников.

Режиссер о фильме

Александр Довженко: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, с другой стороны, буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию. …Я зачастую работал, как работает боец в бою, — не заботясь о том, по правилам ли рубит он врага или не по правилам» (из сб. «За большое киноискусство». М., 1935).

Критика

«Арсенал» продолжает тему пролетарской революции на Украине, затронутую в «Звенигоре». Несмотря на приподнятый, романтический характер образов «Арсенала», это фильм реалистический. С присущими творчеству Довженко поэтическими гиперболами, прихотливо сочетая приемы плаката, поэмы, оратории, не боясь метафор и даже аллегорий, Довженко дает политически заостренную и документально обоснованную картину действительных исторических событий» (Ростислав Юренев. «Александр Довженко», 1959).

«…Метод исторической символики, раскрытый в «Арсенале», окажется, вероятно, центральным в создании советских исторических картин на ближайшее время. В этом его огромное значение, далеко выходящее за границы украинской кинематографии» (Адриан Пиотровский. «Арсенал» и проблемы исторической фильмы», «Жизнь искусства», 1929, № 16 // «Арсенал», 1977).

Контекст

— Один из первых украинских фильмов, входящих в классику мирового немого кино.

— С Украинской Народной Республики Центральной Радой у Александра Довженко были особые отношения. Вначале он, вдохновленный идеями украинской государственности, вступил в ее ряды. Разочаровавшись, навсегда принимает сторону большевиков.

— Историко-революционная тематика была одной из главных в 20-е годы прошлого века не только в кино. Писатели, поэты, художники стремились отразить в своем творчестве пафос революции и энтузиазм масс.

— После премьеры а, Эйзенштейн и Пудовкин договорились между собой, что Эйзенштейн — это Леонардо, Пудовкин — Рафаэль, а Довженко — Микеланджело…

В ролях: Семён Свашенко, Георгий Хорьков, Дмитрий Эрдман, Сергей Петров, Николай Кучинский, Осип Мерлатти, Николай Надемский, Лучиано Альбертини и другие
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна