Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Отелло

1955 | СССР | Мелодрама | 103 мин.
В ролях: Евгений Весник, Антонина Максимова, Андрей Попов, Ирина Скобцева, Владимир Сошальский, Евгений Тетерин, Михаил Трояновский, Михаил Карякин, Сергей Бондарчук
Режисcёр: Сергей Юткевич
Производитель: «Мосфильм»
736
Шекспировские пьесы экранизируют много и охотно: театральная условность совершенно не вступает в противоречие с реалистической природой кинематографа. У Шекспира всегда есть что играть актерам, есть острый конфликт, а накал страстей таков, что современным драматургам и не снилось. Трагедия «Отелло» по части киноэкранизаций исключение не составляет. Впервые венецианский мавр появился на экране в 1906 году — и с тех пор с завидной регулярностью душил Дездемон всех возрастов и национальностей. Среди киноэкранизаций разных эпох и стран советский фильм Сергея Юткевича считается одним из лучших. Доказательство тому — и приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1956 года. Кстати, Ирина Скобцева, сыгравшая Дездемону, на том же Каннском фестивале была удостоена титула «Мисс шарм».

Классик советского кино Сергей Юткевич собирался ставить «Отелло» еще в 1937 году, но в ту пору нашлись задачи идеологически более важные. Вместо «Отелло» Юткевич тогда снял «Человека с ружьем». Спустя 18 лет он вернулся к своему замыслу. К счастью, именно к тому времени в отечественном кино появился трагический актер шекспировского масштаба. И пусть в первых кадрах картины Сергей Бондарчук с крашенным темной краской лицом кажется несколько неестественным, по мере движения истории актер становится все более убедительным. Он играет превращение — нормальности в сумасшествие, достоинства в истеричность, разума в безумие. По Бондарчуку, это превращение — временное, но трагическое помутнение рассудка.

Достойным альтер эго героя становится Яго в исполнении Андрея Попова. Мы привыкли, что этот великий актер играл по преимуществу героев спокойных, достойных, интеллигентных. Здесь мы видим совсем другого Попова — резкого, порывистого, колючего.

Сюжет шекспировской пьесы пересказывать, наверное, бессмысленно. Классическая история великой любви и великой ревности, поводом к которой может стать что угодно. Даже легкое подозрение. Даже красный платочек, который случайно обронила супруга. Еще «Отелло» — это рассказ о том, как строятся козни и интриги, как они могут быть изобретательны, даже виртуозны. Наконец, это история о том, как немного надо, чтобы подтолкнуть человека к безумным мыслям и безумным поступкам, к убийству, в конце концов.

Вообще «Отелло» Юткевича — эдакий эталонный фильм: с классическими пейзажами и декорациями, со ставшей уже классикой музыкой Арама Хачатуряна. Снят 60 лет назад, но до сих пор Отелло, Яго, Дездемона соответствуют нашим представлениям о том, какими должны быть эти герои. В этом и сила, и слабость картины: иногда хочется отойти в сторонку, попробовать посмотреть на до ужаса знакомую историю как-то иначе. С другой стороны, чтобы отойти от эталона, сам эталон должен быть кем-то создан. В данном случае Юткевичем. И неважно, что на экране не венецианские дворцы и пейзажи острова Кипр, куда «Мавр плывет… / Снабженный полномочьем править Кипром», а Крым во всей своей красоте. В те годы советские кинематографисты практически не могли снимать за границей и ограничивались возможностями локаций в собственной стране.

Кстати, на съемках «Отелло» начался роман, следствием которого стало появление едва ли не самой звездной и красивой пары советского кино. Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук познакомились за год до «Отелло», в Москве, но именно в Крыму вспыхнул их красивый и яркий роман, который, в отличие от сюжета великой шекспировской пьесы, продолжился вполне счастливо.

Смотрите также

  • 1956
  • Сказка
  • Александр Птушко
  • 87 мин
  • 1918
  • Прочее, Драма
  • Яков Протазанов
  • 76 мин
  • 1934
  • Комедия
  • Григорий Александров
  • 90 мин
Мастер русской исторической картины

Виртуальная галерея работ Василия Сурикова

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть