Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1977
  • Комедия, Мелодрама
  • Эльдар Рязанов
  • 157 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1986
  • Комедия, Мелодрама
  • Карен Шахназаров
  • 88 мин

Оптимистическая трагедия

1963 | СССР | Историческое | 113 мин.
В ролях: Маргарита Володина, Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Всеволод Санаев, Всеволод Сафонов, Иван Жеваго, Даниил Нетребин, Петр Соболевский, Эраст Гарин, Олег Стриженов, Глеб Стриженов, Алексей Глазырин, Бьернинен Орко, Шульгин Виктор, Недоброво-Бужинская Вероника, Ваньков Иосиф, Белохвостик Валентин, Михайлов Григорий
Режисcёр: Самсон Самсонов
Производитель: «Мосфильм»
1607
Пьеса Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия», которая, правда, поначалу называлась иначе — «Да здравствует жизнь», была написана в 1932 году. Пьеса была невероятно популярна: ее ставили в театрах по всей стране, в легендарной постановке Камерного театра Комиссара играла Алиса Коонен, Алексея — Михаил Жаров. Но экранизация режиссера Самсона Самсонова появилась больше трех десятилетий спустя, в 1963-м. Почему? По той же самой причине, по которой и советские театры в конце пятидесятых — начале шестидесятых вдруг вспомнили подзабытую героико-романтическую пьесу Вишневского с ее открытым революционным пафосом и четким делением на черное и белое, хорошее и плохое. «Оптимистическая трагедия» оказалась востребована в короткую эпоху оттепели. Только что развенчан культ личности. Тогда казалось: всё, что было до сталинских репрессий, — настоящее, правильное, чистое. Это была короткая, как молния, эпоха возрождения веры в «комиссаров в пыльных шлемах», в то, что коммунизм и всеобщее счастье еще возможны.


Вот на излете этой эпохи и появился фильм Самсона Самсонова. Программно черно-белый, снятый легендарным оператором Владимиром Монаховым в стилистике условного реализма, где фантастически работают свет и тени, где каждый кадр выстроен как плакат, где природа скудна, аскетична и почти сливается с такой же холодной палубой боевого корабля Балтийского флота.

У фильма сложилась счастливая судьба. Он стал лидером советского проката, попал в конкурс Каннского кинофестиваля и даже получил там приз с формулировкой, сегодня представляющейся немыслимой: «За наилучшее воплощение революционной эпопеи». Актриса Маргарита Володина (она тогда была супругой режиссера) на короткое время стала невероятно популярной. Самсонов умел работать с актерами: в «Оптимистической трагедии» зрители увидели совсем необычно резкого и порывистого Вячеслава Тихонова, свои лучшие роли сыграли Борис Андреев и Всеволод Санаев, в замечательно смешном эпизоде отметился Эраст Гарин.

Если честно, сегодня — да, впрочем, наверное, и полвека назад — зрителей вряд ли привлекали прямолинейные и наивные обращения Вишневского к потомкам. Революционные матросы смотрят в кадр и пафосно говорят с будущим — ну, как-то не очень в это верится! И коммунистическая вера, которая здесь практически приравнивается к религии, тоже вряд ли так уж убеждала зрителей шестидесятых. Тут интересно другое.

Мальчишки тех лет, посмотревшие революционный фильм, восторженно распевали по дворам песню анархистов:

Была бы шляпа, пальто из драпа,
А к ним живот и голова.
Была бы водка, а к водке — глотка,
Все остальное трын-трава
.

Да и взрослые радостно цитировали героев «Оптимистической»: «Давайте, товарищ, поженимся», «Гляжу я на тебя и думаю: отчего такая баба — и не моя?», «Люблю с женским полом о жизни поговорить» и, конечно, классическое, вошедшее в историю: «Хочу комиссарского тела!» Реплики Вишневского могут показаться пошлыми, но только если они вырваны из контекста. На самом деле (и в этом всегда боялись признаться те, кто анализировал фильм Самсонова) именно стихия анархии прежде всего привлекала в этой картине. Наглые, подлые анархисты здесь — живые. И речь их не картонно-плакатная, а яркая, сочная, вкусная, пусть и несколько театральная, иногда — опереточная.

Фильм Самсона Самсонова — безусловный памятник не только и не столько революционным морякам, сколько старому доброму советскому кино, которое умело соединить трагедию с фарсом, да так, чтобы каждый находил и выбирал то, что ему ближе. Кому-то — оптимистическую. А кому-то — трагедию.

Смотрите также

  • 1977
  • Боевик
  • Андрей Малюков
  • 92 мин
  • 1970
  • Мелодрама
  • Константин Ершов
  • 63 мин
  • 1980
  • Комедия
  • Олег Ефремов
  • 138 мин
Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Искусство сказочного перевода

Вспоминаем переводчиков любимых детских книг

«Хорошие девчата, заветные подруги»

Дорогие женщины, с 8 Марта!

Герой советской комедии Алексей Смирнов

Самые яркие роли киноактера

Двенадцать лет «оттепели»

Эпоха свободы в советском искусстве

Как стать обаятельной и привлекательной

Советы Татьяны Васильевой

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Мистерии, поэтические чтения и концерты живой музыки.

Подробнее

В Москве покажут первую полномасштабную выставку, посвященную революции.

Подробнее

Проект «Ваш ХХ век» увидит вся страна.

Подробнее

Свои программы представят площадки от Калининграда до Камчатки.

Подробнее

На сайте собраны популярные рассказы, а также уникальные биографические материалы.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть