Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Стачка

1924 | СССР | Историческое | 78 мин.
В ролях: Григорий Александров, Александр Антонов, Василий Журавлев, Александр Клюквин, Максим Штраух, Уральский Владимир, Янукова Вера
Режисcёр: Сергей Эйзенштейн
Производитель: «Мосфильм»
1746
Первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна, в котором он дал выход своей безудержной фантазии и применил абсолютно новые принципы и технологии кино. Даже самые восторженные поклонники и апологеты творчества мастера признают язык «Стачки» излишне усложненным. В этой картине Эйзенштейн отказался от двух «несущих конструкций» драматического произведения: от главных героев и сюжета в привычном понимании этого слова. Героем «Стачки» стала масса, вполне в духе революционного искусства 1920-х.

Действие разворачивается на дореволюционном заводе, взбудораженном самоубийством рабочего. Его обвинили в краже инструмента, и он повесился. Это страшное событие подхлестывает рабочих в их недовольстве условиями труда и оплаты. Они объявляют стачку, а руководству завода направляют петицию с требованиями сократить рабочий день и поднять зарплату. Циничные хозяева вытирают этой петицией свои ботинки, а требования, естественно, игнорируют. Более того, с помощью наемной шпаны они устраивают провокацию, оборачивают дело так, будто рабочие учинили беспорядки — тогда мирную демонстрацию разгоняют, стачку атакуют казаки, полицейские. Для усиления воздействия на зрителя Эйзенштейн инсценировал в финале расстрел рабочих-протестантов. Фильм заканчивается титром «Помни, пролетарий!».

Картина задумывалась как часть киноцикла под названием «К диктатуре» (он так и не был реализован). Агитационный характер «Стачки» очевиден. В этой картине Эйзенштейн отработал прием неожиданной стыковки кадров, высекающей яркую смысловую «искру». В сцене расстрела рабочих вдруг возникала сцена разделки мясной туши. Лобовая, но действенная метафора, призванная наглядно связать в сознании зрителя расправу с демонстрантами и бойню.

«Стачка» — постановочное кино, задействовавшее при создании массовых сцен сотни человек. Но Эйзенштейн постарался распорядиться массовкой так, чтобы у зрителя создалось впечатление, будто он смотрит документальную хронику. При этом работа «под документ» соседствует в «Стачке» с откровенным аттракционом: например, в знаменитой сцене появления шпаны из бочек, врытых в землю. «Шпана в свое время жила в кадушках. Очевидно, она в них спасалась от дождя. Эйзенштейн создает кадушечное кладбище, причем эти кадушки смотрят прямо в небо, как приборы для собирания атмосферных осадков, — писал Виктор Шкловский еще в 1926 году («Броненосец «Потемкин», М., 1926). — Бесконечные кинематографические наплывы, щегольское выделение «кинематографического почерка», бесцельные прыжки в воду и из воды — все это самоигральный эстетизм».

«Стачка» снималась в основном на натуре и изначально содержала много действительно хроникального материала — например, съемку первой в истории СССР первомайской демонстрации на Красной площади. На этом фильме сложился знаменитый тандем режиссера Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссэ. Им предстоит вместе сделать великие фильмы: «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский». «Стачка» же для Тиссэ явилась в некотором смысле разминкой, наметкой будущих свершений. «Стачка» была в свое время прейскурантом кинематографических приемов, и в области операторского искусства она была тем же прейскурантом операторской техники. Это была эффектная демонстрация художественных возможностей киноаппарата. Временами демонстрация эта поднималась до искусства большого значения, искусства, еще невиданного в ту пору», — справедливо заметил киновед Николай Иезуитов («Киноведческие записки», 1996–1997, № 32).

Смотрите также

  • 1947
  • Военный, Драма
  • Борис Барнет
  • 90 мин
  • 1987
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Алла Сурикова
  • 98 мин
  • 1941
  • Драма
  • Григорий Рошаль
  • 94 мин
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть