Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Стачка

1924 | СССР | Историческое | 78 мин.
В ролях: Григорий Александров, Александр Антонов, Василий Журавлев, Александр Клюквин, Максим Штраух, Уральский Владимир, Янукова Вера
Режисcёр: Сергей Эйзенштейн
Производитель: «Мосфильм»
1630
Первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна, в котором он дал выход своей безудержной фантазии и применил абсолютно новые принципы и технологии кино. Даже самые восторженные поклонники и апологеты творчества мастера признают язык «Стачки» излишне усложненным. В этой картине Эйзенштейн отказался от двух «несущих конструкций» драматического произведения: от главных героев и сюжета в привычном понимании этого слова. Героем «Стачки» стала масса, вполне в духе революционного искусства 1920-х.

Действие разворачивается на дореволюционном заводе, взбудораженном самоубийством рабочего. Его обвинили в краже инструмента, и он повесился. Это страшное событие подхлестывает рабочих в их недовольстве условиями труда и оплаты. Они объявляют стачку, а руководству завода направляют петицию с требованиями сократить рабочий день и поднять зарплату. Циничные хозяева вытирают этой петицией свои ботинки, а требования, естественно, игнорируют. Более того, с помощью наемной шпаны они устраивают провокацию, оборачивают дело так, будто рабочие учинили беспорядки — тогда мирную демонстрацию разгоняют, стачку атакуют казаки, полицейские. Для усиления воздействия на зрителя Эйзенштейн инсценировал в финале расстрел рабочих-протестантов. Фильм заканчивается титром «Помни, пролетарий!».

Картина задумывалась как часть киноцикла под названием «К диктатуре» (он так и не был реализован). Агитационный характер «Стачки» очевиден. В этой картине Эйзенштейн отработал прием неожиданной стыковки кадров, высекающей яркую смысловую «искру». В сцене расстрела рабочих вдруг возникала сцена разделки мясной туши. Лобовая, но действенная метафора, призванная наглядно связать в сознании зрителя расправу с демонстрантами и бойню.

«Стачка» — постановочное кино, задействовавшее при создании массовых сцен сотни человек. Но Эйзенштейн постарался распорядиться массовкой так, чтобы у зрителя создалось впечатление, будто он смотрит документальную хронику. При этом работа «под документ» соседствует в «Стачке» с откровенным аттракционом: например, в знаменитой сцене появления шпаны из бочек, врытых в землю. «Шпана в свое время жила в кадушках. Очевидно, она в них спасалась от дождя. Эйзенштейн создает кадушечное кладбище, причем эти кадушки смотрят прямо в небо, как приборы для собирания атмосферных осадков, — писал Виктор Шкловский еще в 1926 году («Броненосец «Потемкин», М., 1926). — Бесконечные кинематографические наплывы, щегольское выделение «кинематографического почерка», бесцельные прыжки в воду и из воды — все это самоигральный эстетизм».

«Стачка» снималась в основном на натуре и изначально содержала много действительно хроникального материала — например, съемку первой в истории СССР первомайской демонстрации на Красной площади. На этом фильме сложился знаменитый тандем режиссера Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссэ. Им предстоит вместе сделать великие фильмы: «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский». «Стачка» же для Тиссэ явилась в некотором смысле разминкой, наметкой будущих свершений. «Стачка» была в свое время прейскурантом кинематографических приемов, и в области операторского искусства она была тем же прейскурантом операторской техники. Это была эффектная демонстрация художественных возможностей киноаппарата. Временами демонстрация эта поднималась до искусства большого значения, искусства, еще невиданного в ту пору», — справедливо заметил киновед Николай Иезуитов («Киноведческие записки», 1996–1997, № 32).

Смотрите также

  • 1980
  • Комедия
  • Олег Ефремов
  • 138 мин
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин
  • 1967
  • Комедия
  • Теодор Вульфович
  • 78 мин
Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть