18+

Октябрь

Историческое
1927
99 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

«Питерскому пролетариату, первому творцу Октября наш фильм посвящаем».

Сергей Эйзенштейн к съемкам приступил по заказу Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР: «Только под железным руководством Коммунистической партии может быть обеспечена победа народных масс». История победы, по версии авторов фильма, складывается из мозаики эпизодов, монтаж которых до сих пор способен удивлять. Особенно если вспомнить, что в годы Сергея Эйзенштейна не было вспомогательной цифровой монтажной техники и каждая склейка пленки была рукотворной.

Все начинается с момента свержения с пьедестала памятника русскому императору, уличных беспорядков в Петрограде, фронтовых неудач. А также заседаний штаба революции в Смольном, выстрела «Авроры», участия матросов Балтийского флота, агитации Троцкого во время штурма Зимнего, в котором заседало Временное правительство. Штурм эффектно монтируется с разгромом винного погреба — бьющиеся бутылки, поток вина из пробитых бочек чередуются с изображениями штыков матросов в залах дворца.

Современник авторов Виктор Шкловский писал: «…победа народа в «Октябре» — это не только взятие Зимнего штурмом. Фактически ворота Зимнего не были закрыты и через них не надо было перелезать. Но перелезание через ворота дало показ окончательного преодоления не только царизма, но и царства вещей. На воротах изображены орлы и короны. Люди, лезшие через ворота, пользовались геральдическими украшениями как ступенями, которые они попирают ногами…» Завершает фильм «Октябрь» эпизоды с выступлением Ленина на II съезде Советов, на котором вождь провозгласил, что революция свершилась и вся власть перешла к народу…

Именно образ Ленина, появившись в игровом кино впервые, вызвал больше всего споров. Современники резко критиковали авторов за выбор непрофессионального актера, приглашенного на съемки лишь из-за внешнего сходства с оригиналом. Рабочий Василий Никандров старательно пытался повторять жесты вождя революции. Но, увы, никого не убедил. В кинозалах еще находились люди, помнившие настоящего Ильича.

Зато мастерство операторской группы во главе с Эдуардом Тиссэ (с ним работали Владимир Нильсен, Владимир Попов) поражает до сих пор. Советский киноисторик Николай Иезуитов в докладе, посвященном оператору Эдуарду Тиссэ, даже остроумно заметил: «По размаху, по композиции — это было невиданное тогда в киноискусстве зрелище. Пожалуй, изобразительная культура была выше в этом фильме, чем его идейная сторона».

Стилизация съемок под «хроникальные репортажи с мест событий» удалась. Не удивительно, что ввиду отсутствия реальных документальных съемок о первых днях революции, эпизоды из фильма «Октябрь» уже многие десятилетия цитируются как «архивные».

Этой картиной Сергей Эйзенштейн завершает своей революционный триптих («Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Октябрь»).

Особенности фильма

— «Съемки «Октября» иногда продолжались по 40 часов подряд. «Съемки на улицах, на набережных… Всего было снято 49 тысяч метров пленки. Отобрать надо было две тысячи…» (свидетельство Виктора Шкловского).

— На момент съемок Сергею Эйзенштейну было 29 лет, Григорию Александрову — 24 года, Эдуарду Тиссэ — 30 лет, Владимиру Нильсену — 21 год.

— Первый исполнитель роли Ленина в советском игровом кино — Василий Никандров (1869–1944), бывший рабочий цементного завода (вышел на пенсию в 1923-м), жил в городе Лысьва. Снимался также в фильмах «Москва в Октябре» (1927) и «В тылу у белых» (1925).

— Участники октябрьских событий были привлечены в качестве консультантов, в том числе и Надежда Крупская. А бывший председатель Петроградского военно-революционного комитета товарищ Подвойский даже сыграл самого себя.

— В роли немецкого солдата снимался главный оператор фильма Эдуард Тиссэ.

— В 1967-м фильм был восстановлен и озвучен музыкой Дмитрия Шостаковича на киностудии «Мосфильм».

Авторы о фильме

Сергей Эйзенштейн: «Всякая кинопостановка — это своего рода скачка с препятствиями, но наши задания по своему масштабу были настолько громадны по сравнению с обычными советскими постановками, что и препятствия достигли гигантских размеров…» («В боях за «Октябрь»).

Критика

Владимир Маяковский: «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него» (Полное собр. соч., т. 12, 1959).

Режиссер — документалист Эсфирь Шуб: «Нельзя инсценировать исторический факт, потому что инсценировка искажает факт…» «Моя жизнь — кинематограф» (1972), статья «Эта работа кричит» (1928).

Контекст

— Историко-революционная тематика была одной из главных в 20-е годы прошлого века не только в кино. Писатели, поэты, художники стремились отразить в своем творчестве пафос революции и энтузиазм масс.

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Георгий Александров
В ролях: Борис Ливанов, Николай Попов, Василий Никандров, Эдуард Тиссэ
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна