Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Каток и скрипка

1960 | СССР | Драма | 44 мин.
В ролях: Владимир Заманский, Наталья Архангельская, Антонина Максимова, Фомченко Игорь
Режисcёр: Андрей Тарковский
Производитель: «Мосфильм»
1209
Сценарий для короткометражного фильма Тарковский писал вместе с институтским другом Андреем Кончаловским. С одной стороны, история очень простая. Интеллигентный скрипач Саша (Игорь Фомченко) и водитель асфальтового катка Сергей (Владимир Заманский) познакомились в старом московском дворе при чрезвычайных обстоятельствах. Затем почувствовали друг другу симпатию и попытались найти нечто общее между ними.

Но есть в фильме один нюанс — интеллигентному скрипачу всего лишь семь лет. Водитель катка — парень взрослый. Сергей защитил от местного хулиганья маленького музыканта, дал порулить катком и даже попробовал научить Сашу не бояться и вступаться за тех, кого обижают. Саша получает урок мужества, а Сергей — красоты. Он, посмотрев на занятия музыканта, в итоге понимает, что Саша занимается не менее тяжким и достойным уважения трудом.

Но на экране не только линейная история отношений двух персонажей. Третьим главным героем фильма становится игра в атмосферу двора, музыкального класса, а проход мальчика вдоль витрин в символы красоты и вечности.

«Каток и скрипка» интересен прежде всего как свидетельство будущих тематических и стилистических поисков Тарковского. Потому легко объяснить непреходящий интерес к дипломной работе Андрея Тарковского.

Не только киноисторикам важно понять, что стало истоком его шедевров. В том, что они будут, не сомневались и в Институте кинематографии (ВГИК). Редчайший в те годы случай: ректорат благословил студента для съемок дипломной работы на главную студию страны «Мосфильм». Это было серьезное испытание. Дипломнику пришлось нести ответственность за другой уровень кинопроизводства. И Андрей Тарковский отлично справился. «Каток и скрипка» и сегодня является гордостью не только ВГИКа, но и «Мосфильма».

Особенности:

Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

Авторы о фильме:

Андрей Тарковский: «...Нам ведь главное — это среда. Соотношение среды с жизненно правдивыми характерами должно создать ту условность, о которой я говорил. Мы привыкли видеть условность как нечто непонятное, я же свою условность вижу земной. Я свою концепцию готов доказывать всюду. Я не вижу иначе... Взгляд на кинематограф как на действие. Во всем фильме 35 фраз».

Вадим Юсов: «...история рождения этого фильма связана с фильмом французского режиссера А. Ламориса «Красный шар» (1955). Цветовой доминантой у Ламориса был красный шар, переходящий из кадра в кадр, создавая цветовой акцент и определяя восприятие вообще цвета в фильме. У нас таким камертоном были красный и желтый — цвета асфальтовых катков. Эти яркие, насыщенные цвета сопоставлялись с голубой одеждой рабочего (комбинезон) и мальчика (жилетка), голубизной неба, розовым платьем и бантом девочки» (сб. «Андрей Тарковский: «Начало. и пути», 1994).

Критика:

Майя Туровская: «...как ни странно, но в этом простеньком сюжете уже предчувствуется мотив судьбы художника, который вскоре развернется в гигантскую многофигурную композицию «Андрея Рублева»...

...Очевиднее всего в нем радость раскрепощения камеры. Вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, зеркальных отражений, бликами воды — живая, пульсирующая, предвесенняя.

Начиная от затейливой натуры — подъезда старого московского дома с окном, застекленным разноцветными стеклышками, до горбатых переулков, гулкой подворотни, высокого коридора музыкальной школы с янтарным натертым паркетом и огромным готическим креслом, на которое взгромождается мальчик,— все неоспоримо московское, обжитое, настоящее. ...В фильме не так важны собственно сюжетные мотивы — друзья, большой и маленький, теряют друг друга в дождь,— сколько сам этот дождь, веселый, крупный ливень, обрушивающийся на толпу, глазевшую, как сносят дом. Ливень так же, как зеркала в витрине, становится самостоятельным эпизодом в картине, он значит не меньше, чем ее перипетии. Все это потом войдет в кинематограф Тарковского, приумножится в нем, преобразится и созреет. Так же как подспудная драматическая, даже трагедийная нота насильно разрушенных отношений, невольного обмана, высоты и бессилия искусства...»
(«Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского», 1991).

Контекст:

Кроме Тарковского, только Василию Шукшину («Из Лебяжьего сообщают») в тот год дали снимать диплом не в учебной студии ВГИКа, а на «Мосфильме». Педагоги и руководство студии в обоих случаях не ошиблись.

Андрей Кончаловский защищался в 1961 году дипломным фильмом «Мальчик и голубь». В главной роли — юный Николай Бурляев, сыгравший затем у Тарковского в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев» (новелла «Колокол»).

Смотрите также

  • 1972
  • Военный, Драма
  • Станислав Ростоцкий
  • 160 мин
  • 1963
  • Историческое
  • Самсон Самсонов
  • 113 мин
  • 1975
  • Драма, Мелодрама
  • Эмиль Лотяну
  • 101 мин
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть