18+

Каток и скрипка

Драма
1960
44 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Сценарий для короткометражного фильма Тарковский писал вместе с институтским другом Андреем Кончаловским. С одной стороны, история очень простая. Интеллигентный скрипач Саша (Игорь Фомченко) и водитель асфальтового катка Сергей (Владимир Заманский) познакомились в старом московском дворе при чрезвычайных обстоятельствах. Затем почувствовали друг другу симпатию и попытались найти нечто общее между ними.

Но есть в фильме один нюанс — интеллигентному скрипачу всего лишь семь лет. Водитель катка — парень взрослый. Сергей защитил от местного хулиганья маленького музыканта, дал порулить катком и даже попробовал научить Сашу не бояться и вступаться за тех, кого обижают. Саша получает урок мужества, а Сергей — красоты. Он, посмотрев на занятия музыканта, в итоге понимает, что Саша занимается не менее тяжким и достойным уважения трудом.

Но на экране не только линейная история отношений двух персонажей. Третьим главным героем фильма становится игра в атмосферу двора, музыкального класса, а проход мальчика вдоль витрин в символы красоты и вечности.

«Каток и скрипка» интересен прежде всего как свидетельство будущих тематических и стилистических поисков Тарковского. Потому легко объяснить непреходящий интерес к дипломной работе Андрея Тарковского.

Не только киноисторикам важно понять, что стало истоком его шедевров. В том, что они будут, не сомневались и в Институте кинематографии (ВГИК). Редчайший в те годы случай: ректорат благословил студента для съемок дипломной работы на главную студию страны «Мосфильм». Это было серьезное испытание. Дипломнику пришлось нести ответственность за другой уровень кинопроизводства. И Андрей Тарковский отлично справился. «Каток и скрипка» и сегодня является гордостью не только ВГИКа, но и «Мосфильма».

Особенности фильма

Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.

Авторы о фильме

Андрей Тарковский: «…Нам ведь главное — это среда. Соотношение среды с жизненно правдивыми характерами должно создать ту условность, о которой я говорил. Мы привыкли видеть условность как нечто непонятное, я же свою условность вижу земной. Я свою концепцию готов доказывать всюду. Я не вижу иначе… Взгляд на кинематограф как на действие. Во всем фильме 35 фраз».

Вадим Юсов: «…история рождения этого фильма связана с фильмом французского режиссера А. Ламориса «Красный шар» (1955). Цветовой доминантой у Ламориса был красный шар, переходящий из кадра в кадр, создавая цветовой акцент и определяя восприятие вообще цвета в фильме. У нас таким камертоном были красный и желтый — цвета асфальтовых катков. Эти яркие, насыщенные цвета сопоставлялись с голубой одеждой рабочего (комбинезон) и мальчика (жилетка), голубизной неба, розовым платьем и бантом девочки» (сб. «Андрей Тарковский: «Начало. и пути», 1994).

Критика

Майя Туровская: «…как ни странно, но в этом простеньком сюжете уже предчувствуется мотив судьбы художника, который вскоре развернется в гигантскую многофигурную композицию «Андрея Рублева»…

…Очевиднее всего в нем радость раскрепощения камеры. Вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, зеркальных отражений, бликами воды — живая, пульсирующая, предвесенняя.

Начиная от затейливой натуры — подъезда старого московского дома с окном, застекленным разноцветными стеклышками, до горбатых переулков, гулкой подворотни, высокого коридора музыкальной школы с янтарным натертым паркетом и огромным готическим креслом, на которое взгромождается мальчик, — все неоспоримо московское, обжитое, настоящее. …В фильме не так важны собственно сюжетные мотивы — друзья, большой и маленький, теряют друг друга в дождь, — сколько сам этот дождь, веселый, крупный ливень, обрушивающийся на толпу, глазевшую, как сносят дом. Ливень так же, как зеркала в витрине, становится самостоятельным эпизодом в картине, он значит не меньше, чем ее перипетии. Все это потом войдет в кинематограф Тарковского, приумножится в нем, преобразится и созреет. Так же как подспудная драматическая, даже трагедийная нота насильно разрушенных отношений, невольного обмана, высоты и бессилия искусства…» («Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского», 1991).

Контекст

Кроме Тарковского, только Василию Шукшину («Из Лебяжьего сообщают») в тот год дали снимать диплом не в учебной студии ВГИКа, а на «Мосфильме». Педагоги и руководство студии в обоих случаях не ошиблись.

Андрей Кончаловский защищался в 1961 году дипломным фильмом «Мальчик и голубь». В главной роли — юный Николай Бурляев, сыгравший затем у Тарковского в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев» (новелла «Колокол»).

В ролях: Владимир Заманский, Наталья Архангельская, Антонина Максимова, Игорь Фомченко
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна