Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1988
  • Комедия, Драма
  • Владимир Бортко
  • 68 мин
  • 1969
  • Комедия
  • Георгий Данелия
  • 89 мин

Сталкер

1979 | СССР | Фантастика | 155 мин.
В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Абрамова Наталья, Юрно Файме, Ренди Раймо
Режисcёр: Андрей Тарковский
Производитель: Мосфильм
4119
Фильм-притча Андрея Тарковского, вышедший в советский прокат в 1979 году. «Сталкер» снят по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», которую они, вместе с Тарковским, в значительной степени переработали специально для киносценария.

Несмотря на то, что место действия осталось таким же, как и в литературном первоисточнике, и носит название Зона, в фильме, в отличие от повести, практически отсутствует научно-фантастическая составляющая - все придуманные Стругацкими приметы времени и места у Тарковского показаны гораздо менее подробно, лишь обозначены без лишних объяснений, тем самым обретают философский, экзистенциальный смысл. Оттого же у главных героев нет имён, только прозвища - Сталкер - проводник, и пророк, и просто отец тяжело больной девочки, Писатель в творческом кризисе, выход из которого он надеется обрести в Зона и Профессор - человек науки, прагматично мечтающий уничтожить главное чудо Зоны, что бы оно не навредило всему человечеству.

Речь о таинственной Комнате, образовавшейся после падения метеорита. Там, по легенде, исполняются самые заветные желания. Дверь - всего в нескольких сотнях метров, но путь оказывается неблизким - идти по прямой нельзя из-за разбросанных по Зоне ловушек. Обходя их, герои постепенно постигают природу места и самих себя, но в итоге отказываются от цели своего путешествия, так и не решаясь войти в Комнату. Для людей, как объясняет в финале Сталкер, утративших Веру, неспособных больше мечтать, заменивших духовное материальным, поход в Зону и поиски Комнаты больше не имеют смысла - как не имеет его и сама их жизнь.

Фильм, съёмки которого длились три года, а финальный бюджет составил миллион рублей, дался непросто каждому из его создателей. По ходу работы Тарковский, постоянно недовольный все новыми и новыми версиями сценария, сменил трёх операторов и художников. Первые негативы были безвозвратно утеряны, позднее задержать процесс пришлось из-за наступившей зимы. Режиссёр с особой тщательностью подбирал декорации и натуру, но в итоге именно визуальный ряд «Сталкера» - неотделимый от смыслового - определил не только новый период в творчестве самого Тарковского, но во многом развитие кинематографа. Как ни странно, но попытки найти в фильме скрытый социальный подтекст и злободневную критику, или же представить его этаким мистическим пророчеством будущих катастроф (в первую очередь Черонбыльской) неверны. Сам режиссер говорил о нем, как об истории о потере и обретении веры, потому и "вымарывал" из сценария всю лишнюю фантастику, а из изображения - пестроту и многообразие. Сложность «Сталкера», как и его ценность - в простоте и линейности, в однотонности, даже в нарочитой невыразительности актёров - и уже работавших с Тарковским ранее Анатолия Солоницына (Писатель) и Николая Гринько, и незнакомого тогда зрителям Александра Кайдановского в роли Сталкера.

Несмотря на то, что фильм, даже не претерпевших серьёзных цензурных парковок, вышел в относительно широкий советский прокат, заговорили о нем лишь после Каннского кинофестиваля 1980 года - и отечественные, и зарубежные критики. На настоящий же момент этот фильм - один из главных как в фильмографии Андрея Тарковского, так и в истории мирового авторского кино.

Смотрите также

  • 1960
  • Военный, Приключения
  • Михаил Швейцер
  • 90 мин
  • 1973
  • Драма
  • Иосиф Хейфиц
  • 97 мин
  • 1962
  • Военный, Драма
  • Андрей Тарковский
  • 91 мин
Прямая трансляция 29 апреля, в 15:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Италия (Рим)

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть