Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1963
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 75 мин
  • 1968
  • Комедия, Комедии
  • Леонид Гайдай
  • 95 мин
  • 1963
  • Комедия, Мелодрама
  • Георгий Данелия
  • 78 мин

Золотой ключик

1939 | СССР | Фильм-сказка | 77 мин.
В ролях: Ольга Шаганова-Образцова, Александр Щагин, Сергей Мартинсон, Георгий Уваров, Максим Дагмаров, Николай Боголюбов, Тамара Адельхейм
Режисcёр: Александр Птушко
1227
Фильм, в котором вместе с живыми актерами играют и куклы, поставлен знаменитым режиссером, признанным мастером «сказочного» жанра Александром Птушко по одноименной сказке Алексея Толстого.

Сюжет:

На площади стоит шарманщик и грустно поет:

Далёко, далёко за морем
Стоит золотая стена.
В стене той — заветная дверца,
За дверцей — большая страна.
Ключом золотым отпирают
Заветную дверцу в стене,
Но где отыскать этот ключик,
Никто не рассказывал мне.
Прекрасны там горы и долы,
И реки там все широки.
Все дети там учатся в школах
И славно живут старики
.

И опытный зритель в фильме 1939 года легко узнает намек на страну из фильма Григория Александрова «Цирк» 1936 года («Широка страна моя родная...»).

Так начинается экранизация сказки Алексея Толстого про деревянного человечка по имени Буратино, его папу — шарманщика Карло (Георгий Уваров), а также Пьеро, Мальвину и пуделя Артемона, сбежавших от кукловода Карабаса (Александр Щагин). Страшного и большого Карабаса все боятся. Только Дуремар (Сергей Мартинсон), торгующий пиявками и сам похожий на большую пиявку, соглашается стать его напарником. В прологе с шарманщиком авторы еще пытаются придать фильму социальное звучание: на экране лужа, в которой копошатся полуголые детки, возле родника дерутся две женщины, кругом нищета и пыль. И когда ломается шарманка, обрывается и песня о далекой мечте. А дальше все идет по привычной канве. Говорящее полено, выструганный Буратино, прибытие в город цирка Карабаса, цель которого найти здание, в котором есть картина с нарисованным очагом и котелком, а под той картиной — заветная дверца... У Карабаса есть «золотой ключик» от нее, и он уверен, что там несметные богатства.

Есть лиса Алиса и кот Базилио со своими целями и кознями. Есть в фильме и погоня за Буратино, Пьеро и Мальвиной.

У Буратино в фильме обновленный характер. Например, он продает «Азбуку» не ради похода в театр. Он пожалел черепашек в неволе и выкупил их. И хороший поступок вознаграждается — мама черепашек отдает Буратино утерянный Карабасом ключик.

И в финале, конечно, папа Карло и беглецы открывают ту дверцу. И за ней волшебная книга с волшебным кораблем, на котором герои и весь кукольный состав цирка Карабаса и отправятся в волшебную страну. В которой «…Пойдёшь ли на север, / На запад, восток или юг / Везде человек человеку / Надежный товарищ и друг».

Герои поют: «Прощайте, мы все улетаем / В страну, где тепло и светло. / И с нами храбрец Буратино, / И с нами папаша Карло».

Рифма требует, чтобы ударение в имени папаши падало на последнюю букву. Звучит вычурно, но ритмично.

Важно также подчеркнуть, что в спасении кукол поучаствовали и советские полярники.

Фильм легко признать устаревшим, но мешает тому представление о том, что режиссер Александр Птушко творил свои чудеса в отсутствие компьютерных приспособлений и программ. Каждый спецэффект в «Золотом ключике» рукотворный. Александр Лукич был мастером комбинированных, совмещенных и прочих съемок. И потому Буратино, Пьеро, Мальвину сыграли реальные актеры, потом их фигурки были уменьшены до кукольных габаритов. Актеры играли в масках своих персонажей.

Особенности:

— Первую попытку соединить анимацию, комбинированные съемки и игровое кино Александр Птушко сделал во время работы над фильмом «Новый Гулливер» (1935).

— На лесенку в шесть ступенек Буратино поднимался шесть дней по семь рабочих часов каждый день, а на экране этот проход занимает не более десяти секунд.

Авторы о фильме:

«…Актеры облачались в диковинные костюмы, надевали массивные маски, парики и становились дублерами кукол. С особенной филигранностью разработаны в «Золотом ключике» эпизоды с оптическим совмещением объектов. Например, кадр беседы новорожденной куклы с мастером снимался так: Георгия Уварова, исполнявшего роль папы Карло, сажали близко к киноаппарату перед обыкновенным частично закрытым тканью столом, а в четыре раза большую половину стола располагали на 15 метров дальше и на нее сажали Ольгу Шаганову-Образцову, игравшую Буратино. Киноаппарат устанавливался в точке, с которой обе половины стола, совместившись, казались цельным столом, а герои — сидящими напротив друг друга...» («Записки Буратино», 1939).

Контекст:

— Александр Птушко — автор книг «Специальные способы киносъемки» (1930), «Мультипликационные фильмы» (1931), «Комбинированные и трюковые киносъемки» (1941). В соавторстве с кинооператором Николаем Ренковым.

Популярные фразы:

Буратино: «Вот вам мальчишка — можете его воспитывать».

Лиса Алиса: «Богатенький Буратино».

Карабас: «У меня внутренности лопаются от злости!», «Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час, хвост налево, нос направо — это полька «Карабас».

Смотрите также

  • 1970
  • Драма
  • Игорь Усов
  • 67 мин
  • 1961
  • Драма
  • Евгений Карелов
  • 57 мин
  • 1964
  • Драма
  • Семен Туманов
  • 82 мин
Прямая трансляция 29 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Сергей Редькин, Сергей Догадин, Госоркестр имени Е.Ф.Светланова

Экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции в России.

Подробнее

В кинотеатрах фильм можно будет увидеть с 1 июня.

Подробнее

На фестивале «Интермузей» обсудили музеи будущего.

Подробнее

Встречи «Вокзал мечты» будут проходить раз в месяц.

Подробнее

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть