Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1986
  • Биографический
  • Николай Бурляев
  • 1984
  • Драма
  • Вадим Абдрашитов
  • 96 мин
  • 1940
  • Сказка
  • Пантелеймон Сазонов
  • 22 мин

Фокусник

1967 | СССР | Мелодрама | 79 мин.
В ролях: Зиновий Гердт, Алла Ларионова, Ольга Гобзева, Евгений Леонов, Леонид Дьячков, Владимир Басов, Светлана Харитонова, Эдуард Аберт, Валентина Титова, Людмила Гладунко
Режисcёр: Петр Тодоровский
973
Виктор Михайлович Кукушкин – добрый застенчивый фокусник. Отношения со взрослой дочерью, начальством и коллегами у него не складываются, а публика холодно принимает его незатейливые фокусы. Но Кукушкин давно понял, что самое большое чудо в жизни – отдавать людям все лучшее, что у тебя есть.

Фрагмент книги «Петр Тодоровский. Творческий портрет»:

«Сценарий назывался «Загадочный индус». А. Володин улавливает странное настроение в обществе того времени. Человек хочет поделиться щедростью своего сердца, а никому это не надо; все смотрят на это как на необъяснимое чудачество. И более того – как на подозрительное чудачество.

Предлагаются цепочки не связанных между собой событий. Из складского помещения винного магазина стали пропадать бутылки с вином. Это одна цепочка. Другая – некий гражданин интеллигентной наружности даром угощает случайных знакомых вином той же марки. Естественно, напрашивается связь: этот щедрый гражданин и есть похититель, а также расхититель государственного имущества.

Этот уголовно-детективный мотив, который присутствует в сценарии и воспроизведен в фильме, видимо, не случаен. Введен он, разумеется, не для пущей занимательности, тем более что довольно скоро разъясняется его несерьезность. Его основательность в другом: в том, что господствующая общественная мораль не приемлет бескорыстия как реальности. В порядке призывов, риторических пожеланий бескорыстные поступки приняты, даже считаются непременными данностями так называемой коммунистической морали; но чтобы в действительности человек за просто так угощал, веселил, развлекал, принимал участие в чужой судьбе – это странно и потому подозрительно.

Лирик, наблюдаемый со стороны, кажется загадкой. Загадочен не индус, а именно лирик. Зиновий Гердт играет человека, который всем должен, но всех одаривает. Должен деньги, а дарит сердце.
Самая большая, однако, загадка в том, что он не может по-другому. В том, что он не может не дарить. Его мучает потребность дарить. Потому он со своим чемоданчиком готов идти куда угодно и выступать перед кем угодно: перед студентами ли в общежитии или перед детишками в песочнице.

<...>

Но если по правде и по чести, надеется он больше всего на душевный отклик тех, кто его окружает, – самых близких и едва знакомых. А надежда тает на глазах. Вот он заявляется к себе в «контору», которая вообще-то называется диспетчерской. Место, где эстрадные артисты получают направление на концерты, деньги, обмениваются новостями, просто сплетничают. Диспетчерская, как всегда, очевидно, заполнена знакомыми, добрыми приятелями; но все заняты разговорами, все разбились на пары; в тесном коридоре все разъединены, разобщены... Фокусник проходит сквозь это нестройное товарищество, одержимый одной идеей – «стрельнуть» десятку до благословенного 19-го числа. Каждый лишь на мгновение отвлекается, чтобы ответить вежливым «увы», и ныряет вновь в свой конфиденциальный разговор. Один из них, встретившись глазами, угадал вопрос, счел нужным спросить о сумме и протянул оную, возвратясь к светской беседе с симпатичной дамой.

Эпизод примечательный: наш фокусник свой среди своих, а словно бы чужой. И начальнику, когда-то, наверное, близкому товарищу, он чужой.

Условный характер изложения (не отрывающий героя от реальности, от стихии бытия, но приподымающий над ней) дает нам понять, что речь о чем-то большем, нежели о не слишком задавшейся судьбе симпатичного, доброго человека; речь скорее о незадавшейся судьбе человеческого сообщества.

<...>

Финальная сцена, где фокусник, утомленный неудачами, все-таки находит в себе силы выйти на публику, кажется грустно оптимистичной: Фокусник не сдался, но его тем не менее жалко. Это не совсем то чувство, которое напрашивается, строго следуя за сюжетом.

<...>

«Фокусник» был одним из последних открытых протестов против неумолимой судьбы, обрекающей лирика на уединение, на полулегальное положение. Именно в этом прежде всего был смысл странных, эксцентрических поступков загадочного индуса. Герой Володина и Тодоровского попытался претворить в жизнь программу, заявленную в знаменитой строчке Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке...»

Смотрите также

  • 1978
  • Мелодрама, Мюзикл
  • Леонид Квинихидзе
  • 142 мин
  • 1927
  • Историческое
  • Сергей Эйзенштейн
  • 99 мин
  • 1968
  • Мелодрама
  • Эра Савельева
  • 15 мин
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть